search
top

Когда закончится этот (…) кризис?


Когда настанет конец кризиса в мировой экономике

Мировая экономика терпит фиаско, а кризис или вторая волна рецессии не собирается заканчиваться.

кончится кризис

Куда катится финансовый мир? Когда закончится ненавистный подавляющему большинству кризис? Сейчас, после того как стало понятно, что налогово-бюджетные меры стимулирования не смогли создать устойчивое восстановление ни в США, ни в Европе, мировая экономика входит в новую фазу. В Америке потребители сокращают расходы, новые дома практически не строятся, и не исключена вероятность второго витка рецессии. В Европе крайне напряженные рынки требуют ужесточения налогово-бюджетной политики. Нужен новый подход к восстановлению.

Споры по поводу экономии и стимулирования отличаются невниманием к инвестициям. Потребители не станут двигателем роста, и это неудивительно — после десяти-то лет чрезмерных расходов. Вместо этого США и Европе нужно воспользоваться корректирующим ростом уровня сбережений и увеличить долгосрочные инвестиции в физический и человеческий капитал, которые являются верным путем к устойчивому росту. Игнорируя необходимость увеличения уровня национальных сбережений после 2008 года, президент Барак Обама пытался продлить потребление при помощи программ, стимулирующих продажу домов и машин окончательно истощенному потребителю, и путем сокращения налогов, несмотря на нестабильный дефицит бюджета. Такой подход, обусловленный двухлетним избирательным циклом в Америке, действовал недолго. Он не получил признания, потому что американские потребители думают об отдаленном будущем, в отличие от политиков. Власти лишь изредка задумываются об увеличении инвестиций. Г-н Обама продемонстрировал странную неспособность изложить оперативную и дальновидную политику в таких ключевых областях, как здравоохранение, энергетика, изменения климата и долгосрочная налогово-бюджетная политика. В то время как Китай прокладывает сотни километров подземных тоннелей, десятки тысяч километров магистралей, строит не один десяток атомных электростанций и сеть из десятков тысяч километров высокоскоростных ж/д линий, США никак не могут запустить единственный крупный проект. Китай экономит и инвестирует, США говорят, потребляют, копят долги и снова говорят.

В этих условиях ошибочно полагать, что единственным оружием против второй Великой депрессии будет дальнейшее налогово-бюджетное стимулирование. Скорее всего, очередное краткосрочное сокращение налогов, увеличивающее и без того немаленький дефицит бюджета Америки в 1500 млрд. долларов, не повысит спрос, а усилит волнения по поводу будущего ужесточения налогово-бюджетной политики. Домохозяйства уходят в глухую оборону, и многие воспримут очередные социальные льготы как временный доход, который лучше потратить на погашение долга, а не на покупку товаров. В свою очередь бизнес страдает, не зная, куда двигаться дальше. Это был не просто лоббизм, когда директор по связям с правительством Торговой палаты США заявил в интервью Financial Times, что: «Бизнес не может распланировать свои налоговые обязательства на следующий год или оценить доступность кредитов или инвестиционный климат. Неопределенность убивает». План восстановления инвестиций в США состоит из пяти частей. Первая связана с заметным увеличением инвестиций в возобновляемые источники энергии и модернизацию электроэнергетической системы США. Эти инвестиции должны иметь вид гарантированных ценовых дотаций на возобновляемые источники энергии, которые будут финансироваться за счет постепенного увеличения налога на выбросы углекислого газа, поскольку экологически чистая энергия будет на повестке дня в течение ближайшего десятилетия. Альтернативная политика ограничения выбросов с помощью квот слишком тяжеловесна, излишня и политически несостоятельна.

Вторая часть включает программу по модернизации инфраструктуры продолжительностью десять лет, которая охватывает строительство высокоскоростных железнодорожных путей между городами, сооружений по очистке воды и переработке отходов и ремонт магистралей при совместном финансировании государственными и региональными властями, а также частным капиталом. Такие сложные проекты требуют твердого политического регулирования в области управления землей и разработки проектов, а также сотрудничества между государством и народом и частичного субсидирования или кредитных гарантий. Могут пригодиться новые инструменты, например, национальный банк для развития инфраструктуры, о котором говорили в прошлом году, до того, как планы странным образом поменялись. Третий компонент связан с повышением расходов на высшее, профессиональное и бакалаврское образование, поскольку у десятков миллионов американских рабочих отсутствуют специальные навыки, необходимые для полной занятости при ожидаемой ими заработной плате. Высокий уровень безработицы — это результат структурного кризиса профессиональных навыков. Он затрагивает молодых рабочих, многие из которых еще должны учиться, и более старшее поколение, которому не хватает диплома. Предпоследний элемент плана по модернизации инфраструктуры подразумевает развитие экспорта в Африку и другие страны с низким уровнем дохода. Китай в этом отношении далеко впереди США и Европы. Это не требует больших расходов, за исключением кредитных гарантий, а приносит огромные преимущества: поддержку африканских государств и геополитическую стабильность.

И, наконец, последний компонент должен представлять собой среднесрочную программу по надежному сокращению дефицита государственного бюджета в течение пяти лет. Для этого можно сократить военные расходы на два процентных пункта от валового внутреннего продукта, что означает завершение оккупации Ирака и Афганистана и отказ от невыгодных систем вооружения. Другие меры могут включать постепенную отмену налоговых льгот в сфере здравоохранения, налогообложение банковских прибылей и бонусов на Уолл Стрит, повышение предельной ставки налога и, при необходимости, введение невысокого налога на добавленную стоимость. Расходы на государственные капиталовложения можно финансировать за счет платных услуг, постепенного увеличения налога на выбросы углекислого газа и погашения международных кредитов на финансирование экспорта. В безответственной недальновидности виноваты как администрация Обамы, так и республиканская оппозиция. И те и другие готовы увеличивать дефицит бюджета, первые посредством социальных выплат и налоговых льгот, а вторые — при помощи еще более крупных сокращений налогов. Ни одни, ни другие не дали бы Америке то, что ей нужно, и что так хорошо получается у Китая: инвестиций в будущее, а именно возобновляемые источники энергии, передовую инфраструктуру, высокий профессионализм рабочей силы и международное развитие за счет экспорта.

Новости о: , ,

top