search
top

Автомобильная индустрия США застыла перед Судным Днем


GM, Chrysler, Ford молятся на 25 миллиардов долларов

Завтра начинаются сенатские слушания о выделении из знаменитого фонда "700 миллиардов Буша" дотации автопрому.

Утром начнутся сенатские слушания о предоставлении — или непредоставлении — срочного федерального займа тонущим гигантам автомобильной отрасли США. Казалось бы, ничего сложного в этой ситуации нет — демократическое большинство сената обязано спасти Ford, Chrysler и General Motors. Это исторические марки и их плачевное положение взывавает к карманам федерального бюджета. Они могут апеллировать к тому, что являются крупными работодателями и просто необходимым элементом образа Америки, которую мы знаем. Но все не так просто — если вернуться к простым денежным соображениям, не обезображенным состраданием и ложным патриотизмом.

Прежде всего существуют существенные опасения, и они вполне оправданы, что выделение двадцати пяти миллиардов долларов вовсе не спасет от банкротства автогигантов. Их время вышло, как в свое время кончилось время динозавров и мамонтов. По сути, дело не в том, что существует финансовые причины для разорения гигантов — существуют жизненные показания к тому, чтобы их порода просто вымерла. Количество нереализованных машин американских марок поистине огромно. Они не могут продать свой товар даже на фоне снижения цен на бензин. Соответственно, переориентация производств на более экономичные машины не спасет корпорации от разорения. А ведь первоначально 25 миллиардов выделялись именно на эти цели.

Летом, когда цена топлива зашкаливала за 4 доллара/галлон Белый Дом заботился о выделении этой суммы, которую корпорации затребовали для переориентации на более экономичный сегмент автомобилей. Ставка на SUV, традиционная для Ford, Chrysler и GM подвела производителей — машины перестали раскупаться, когда бензин стал дорогим. Но и дешевый бензин не спас производителей. И сумма в 25 миллиардов нужна уже «на более насущные» — предотвращение банкротства. Именно в таком варианте и обсуждается сейчас законопроект, который автопром лоббирует на «последние гроши».

Но для успешного голосования по этому законопроекту демократам не хватает голосов. Для победы нужны голоса республиканцев. А среди них много людей, которые скептично смотрят на эффективность такой траты средств.

Пока известно, что только два республиканских сенатора готовы поддержать раздачу денег. Несколько других согласились поддержать законопроект, но с существенными ограничениями. Вообще республиканцы резонно возражают, что постоянные национализации угрожают налогоплательщикам.

Интересно, что ранее национализации спокойно воспринимались республиканцами. Но сейчас, когда ясно, что овальный кабинет займет демократ, их позиция резко изменилась. Ранее республиканцы спокойно выделяли деньги на AIG и ипотечных гигантов. Теперь пришло время заботится о бедном налогоплательщике — будущем избирателе.

Прогнозы автомобильного рынка США

Вообще говоря, провал законопроекта похоронит автогигантов практически завтра. Сам General Motors пишет, что «не получив помощи они не доживут до 2009 года». Это вежливая форма — банкротство их ждет уже завтра. Технически они уже не в состоянии оплачивать долги.

И ничего страшного в сущности не произойдет — я могу перечислить с сотню прекрасных марок, за которыми стояли интересные идеи — и тем не менее они исчезли в потоке времен. Почему GM не может пополнить сонм этих призраков?

Есть правда основания, для того, чтобы все-таки предотвратить развал автоиндустрии. Развал корпораций повлечет за собой лавину разорений всех их поставщиков и продавцов. Считается, что суммарный убыток этих разорений превысит убыток от собственно-банкротсв GM и прочих.

Но опасения, что обременив налогоплательщиков и бюджет лишними 25 миллиардами долларов Сенат просто отдалит время коллапса индустрии, а не предотвратит ее, доминируют в среде скептичных экономистов.

Новости о: , ,

top