search
top

Когда закончится кризис или будущее мировой экономики


Перспективы развития мировой экономики

Что будет после того, как рецессия перешагнет очередной рубеж, чего ожидать мировой системе и кто предскажет апокалипсис мирового обмана?

Будущее мировой экономики и развития финансовой системы остается под огромнейшим вопросом. Кризис, рецессия, общемировой спад, финансовая западня, кредитное рабство, ипотечный ад и другие термины на слуху в любых слоях общества. Те, кто имел миллиарды — остались с миллионами, а те, кто имел тысячи остался с десятками. Для того чтобы заглянуть в будущее экономики американцы обращаются к трем авторитетам — это: президент Барак Обама, отвечающий за финансовую политику; председатель ФРС Бен Бернанке, отвечающий за монетарную политику; и Уоррен Баффет, «мудрец из Омахи», известный благодаря успешной инвестиционной деятельности в течение десятилетий и своим дельным замечаниям.

В результате политики президента, направленной на стимулирование экономики, образовался огромный дефицит, сначала из-за пакета стимулов, потом за счет выплаты компенсаций за старые автомобили. Все эти расходы оказали лишь незначительное воздействие, а другие меры, принятые еще администрацией Буша, немало способствовали предотвращению коллапса некоторых банков, которые были слишком велики, чтобы потерпеть крах. При Обаме объем дефицита увеличился с 6% от ВВП, существовавших в мирное время, аж до 13%.

По словам Баффета: » Что касается финансов, то мы находимся на неизведанной территории». Бернанке же назвал такую политику «жесткой». Он понизил процентные ставки до нуля, чтобы компании могли брать кредиты, а потребители тратить; разработал множество схем, чтобы побудить банки выдавать кредиты друг другу и предприятиям; и напечатал деньги для покупки президентом долговых обязательств и удержания низких процентных ставок. На недавнем заседании глав мировых центральных банков в Джексон Хоуле, штат Вайоминг, Бернанке заявил, что его монетарная политика «дополняет» финансовую политику. Его желание скоординировать действия с Министерством финансов поставило под удар независимость ФРС от политиков, стремящихся контролировать деятельность ЦБ.

Теперь обратимся к мудрецу из Омахи. Баффет поддержал все денежные вливания и другие меры, принятые администрацией и ФРС. Однако сейчас он обеспокоен. На самом деле, справедливости ради нужно сказать, что триумвират Обама-Бернанке-Баффет уже не такой сплоченный. Президент хочет по-прежнему тратить и занимать. Его программа здравоохранения за 10 лет увеличит дефицит на триллионы; план по усовершенствованию системы образования — на миллиарды; а спасение автопроизводителей добавит еще несколько триллионов. Дефицит достиг такого огромного размера, что теперь является в Америке проблемой №1. В январе избиратели считали, что пакет стимулов — отличная идея (43% против 27%). Сейчас только 34% думают, что внедрение этого пакета было правильной мерой, тогда как 43% заявляют об обратном — несмотря на то, что уровень безработицы составляет 9.5% и может достичь двузначной отметки.

Правительство тратит почти в два раза больше, чем получает, а следовательно сбалансировать счета будет нелегкой задачей, особенно если Демократы, заседающие в Конгрессе, заблокируют почти все предложения о сокращении расходов: они слишком долго ждали возможности реализовать свои «драгоценные» проекты и увеличить благосостояние на бумаге, чтобы беспокоиться по поводу дефицита. Обама планирует компенсировать часть дефицита за счет увеличения налогов. Однако он обещал среднему классу, не увеличивать для них налоговое бремя, а вместо этого получить деньги от «богатых», которым, по его мнению, слишком хорошо жилось во времена Буша. Проблема в том, что эта группа не достаточно велика, чтобы выжать из нее большую прибыль, а налоги на корпорации и другие налоги — и так одни из самых высоких в развитом мире.

Бернанке намекает, что если политика Обамы будет такой же расточительной, ему придется принять более решительные и жесткие меры, чем в условиях контроля дефицита. Баффет соглашается. Но никто из них не считает восстановление достаточно устойчивым, чтобы оправдать начало ужесточения прямо сейчас. «Экономическая активность, судя по всему, стабилизируется…и есть хорошие перспективы возобновления роста в ближайшем будущем», — заявил Бернанке своим коллегам-банкирам. Но — кажется, всегда есть какое-то «но» — «остаются серьезные проблемы». Если ФРС сейчас отреагирует на недавние признаки восстановления ужесточением, она может повторить ошибки 1930х, когда восстановление было прервано из-за слишком быстрой смены курса. Баффет согласен с тем, что время для изменения политики еще не пришло. Однако он обеспокоен тем, что после ужесточения ФРС может не справиться с таким огромным государственным дефицитом. Инфляция является политически привлекательной альтернативой сокращению расходов или увеличению налогов. «Высокие уровни инфляции, — отмечает Баффет, — не требуют проведения голосования и не могут быть отнесены на счет какого-либо определенного действия, предпринимаемого любым избранным чиновником». Очень заманчиво для политиков.

При принятии решения о выводе средств из системы Бернанке придется полагаться не только на поток экономических данных. Стоит взглянуть только на самые последние показатели.

Продажи на вторичном рынке жилья в июле выросли на 7.2% после роста на 3.6% в июне, что стало максимум за два года. Однако почти треть продаж приходится на имущество, полученное обратно в собственность, а запасы непроданного жилья на самом деле выросли.

Показатели по началу строительства частных домов выросли (1.7% в июле, 17.8% в июне), и настроение строителей улучшается по мере увеличения заказов, однако процент займов на стадии обращения взыскания или выплаты одного взноса по ипотеке увеличивается самыми быстрыми темпами со времен 1972г., когда были установлены рекорды.

Темпы сокращения рабочих мест снижаются, а уровень безработицы — нет.

Некоторые банки получают рекордную прибыль и выплачивают кредиты, взятые у правительства, тогда как другие остаются в затруднительном положении и надеются избежать краха, который может произойти из-за неспособности предприятий, обладающих коммерческой недвижимостью, рефинансировать 1 триллион долларов по ипотекам, срок погашении которых истекает в следующем году.

За резким наступлением рецессий следуют быстрые и существенные откаты экономической активности, но сейчас потребители (70% экономики) бездействуют, пытаясь восстановить благосостояние и накопить на черный день.

Кредитные рынки несколько ослабили свою политику, но многие банки ужесточают требования к кредитам. Один местный банкир сказал мне, что если бы Билл Гейтс обратился за ипотекой, ему бы отказали, так как он работает на себя.

Вывод: экономика восстанавливается, и, возможно, уже начался некоторый рост. Если восстановление продолжится, то заседание в Джексон Холле, которое пройдет в следующем году, будет направлено на поиск стратегии выхода, позволяющей предотвратить наступление инфляции, которая настолько обесценит и так ослабленный доллар, что китайцы решат, что они больше не заинтересованы в создании кипы долговых обязательств дядюшки Сэма.

Новости о: , , ,

top