search
top

Кубок мира по футболу 2010: результаты и экономический урок


Дефолты в Еврозоне и Кубок мира по футболу 2010

Банкротства. Дефолты по долговым обязательствам. Кубок мира по футболу 2010 учит европейских чиновников и экономистов главному уроку жизни.

кубок мира по футболу

Кубок мира по футболу 2010 показал Европе как нужно жить. Чтобы жить на широкую ногу, западным странам нужно всего лишь продавать свои дорогие активы соседям с туго набитыми кошельками. Недавно меня спросили о том, как Испания должна реагировать на кризис. «Не забивать себе голову», — ответил я. «Пока они все еще впереди Гондураса и Чили, можно считать, что все хорошо». Чемпионат мира — старый трюк.

Только нескольким странам удается одержать победу. Некоторые могут победить, только когда играют на своем поле (Англия в 1966 гоуд и Франция в 1998 году). А кому-то все равно где играть, они выигрывают по всякому (Германия, Аргентина и, если обратиться к довоенной истории, Италия и Уругвай). И только одна команда никак не может одержать верх у себя дома, но зато неизменно побеждает на чужом поле. Это, кончено, команда Бразилии. С годами выиграть Чемпионат мира становится все сложнее и сложнее. В 1982 году число команд, претендующих на победу, с шестнадцати выросло до двадцати четырех. В 1998 году их было уже тридцать две. Не удивительно. Вторая половина двадцатого века ознаменовалась падением имерий и становлением отдельных государств, а футбол, по истине, лучший способ саморекламы для страны. В самом начале, в Чемпионате мира принимали участие лишь Европа и Латинская Америка. Правда, иногда попадали туда и незваные гости. Так, в 1950 году Индия собиралась принять участие в соревнованиях, однако, в последний момент передумала, якобы из-за высокой стоимости авиаперелета в Бразилию, где тогда проходили игры. Южная Корея, зализывающая раны после корейской войны, приняла участие в соревновании в 1954 году. В 1970-м Морокко стала первой северо-африканской страной, участвовавшей в Чемпионате, Заир присоединился в 1974. Но команды-ветераны почувствовали серьезную конкуренцию со стороны таких стран как Алжир и Словения лишь совсем недавно. Очень хорошо, что так много стран играющих в футбол, принимают участие в Чемпионате мира. Конечно, если вы не любитель смотреть за тем, как 22 взрослых человека гоняют по полю один единственный мячик, это событие может показаться несколько утомительным. (Я, например, не горю желанием провести субботний вечер, наблюдая игру Камеруна против Дании, хотя не имею ровным счетом ничего против этих стран). И все же, это событие — прекрасное развлечение, при том, иногда весьма неожиданное. Так, мне удалось узнать из компетентных источников, что (i) Англия без труда выиграет у неопытных алжирцев, приехавших из страны, где много песка, но нет травы; (ii) Фабио Капелло, который раньше считался гениальным тренером, сейчас просто бестолковый итальянец, который слишком долго мешкает с объявлением состава игроков; (iii) ни один иностранный вратарь не знает, что делать с верховыми мячами — тактика, которую англичане применяют с завидным постоянством в каждой игре на протяжении многих десятилетий; (iv) после победы в матче с Австралией, немцев однозначно можно было бы считать футбольными гениями (по крайней мере, до тех пор, пока они не продули сербам).

Иными словами, Чемпионат мира по футболу — это прекрасная возможность приобщиться к той стереотипной ерунде, которая мешает нам понять реальное положение дел. Если Англия не может выиграть у Алжира, значит английские игроки ни куда не годятся. Кажется, что другое и вполне очевидное альтернативное предположение никому и в голову не приходит: может быть, просто алжирская команда достаточно сильна, чтобы составить англичанам достойную конкуренцию. На самом деле, финал Чемпионата — это наглядное доказательство того, что разрыв между командами-ветеранами и остальным миром быстро сокращается: конкуренция усиливается. А как еще можно объяснить поражения Испании, Франции и Германии в последние дни?

Подобной склонностью к стереотипам и шаблонному мышлению страдают не только фанаты футбола. В финансовом мире все то же самое. Можно бесконечно долго обвинять этих ленивых греков и испанцев в том, что они, потребляя узо и сангрию сверх всякой меры, грубо попрали все принципы аскетизма и привели Европу к финансовому кризису. А можно винить во всем немцев, чье стремление к финансовой дисциплине настолько велико, что уже граничит с манией. Или, может быть, в кризисе виноват сам евро, валютный союз, который всегда был лишен смысла и был создан с единственной целью — спаси французский франк от унизительной девальвации против немецкой марки. Да, именно такую чушь рассказывают каждый день по ВВС и ITV. Кратко все эти теории сводятся к идее о превосходстве англо-саксонского мира, узнавшего секрет вечного благоденствия, тогда как все остальные страны обречены бороться за существование до скончания дней. Конечно, заманчивая сказка для Запада, но она, как и хваленые европейские команды на Чемпионате мира, может не пройти проверку на жизнеспособность. Но если у Чемпионата мира главные сюрпризы еще впереди, экономический мир уже перевернулся с ног на голову. Западные страны хватаются за голову от проблем с долгами, которые раньше ассоциировались исключительно с развивающимся миром. Но развивающиеся страны уже научены жизнью. Они хорошо усвоили тяжелые уроки. Хлебнув горя с долгами в 1980-х и 1990-х, они стали осторожнее, предпочитая, по возможности, поддерживать профициты бюджета и платежного баланса. Между тем страны Запада, уверенные в своем превосходстве, просто не забивали себе этим голову, думая, что рыночные силы все уладят. Однако финансовый кризис неожиданно изменил правила игры. Рынки развалились, а правительствам не осталось лишь собирать обломки. Теперь же огромные дефициты бюджета создают атмосферу тревожности и нервозности. Кто спасет правительства? Может быть, налогоплательщики и работники государственного сектора, которые, без сомнения, будут отстаивать свою непричастность? Или кредиторы правительства, которых можно обмануть при помощи инфляции, девальвации или прямого дефолта?

Убежденные кейнсианцы предпочитают думать, что правительства вообще спасать не придется. Если экономика достигла равновесия с высоким уровнем безработицы, для того, чтобы оживить активность, вернуть ее на более высокие уровни, соответствующие полной занятости (и, со временем, высоких налоговых поступлений и, соответственно, сокращения государственных займов), достаточно финансового толчка. Это все равно, что утверждать, что Англия выиграет у Словении, потому что у британцев на счету больше голов: это правда, но аргумент лишен всякой логики. Довод в пользу «финансового толчка» основан на том, что западные страны получили пожизненное право двигаться по экономическому пути бесконечного благоденствия и процветания. Однако если страна долгие годы жила не по средствам, кейнсианские политики сами по себе не смогут вернуть ее в «землю обетованную». Кажется, что министр финансов Великобритании Джордж Осборн это осознает, а другие — нет. У западных стран есть еще один выход, кроме жесткой экономии и дефолта. Чтобы продолжить и далее жить на широкую ногу, они могут распродавать свои активы странам с толстыми кошельками. Рано или поздно наступит момент, когда инвесторы обеспокоятся не только надежностью греческих облигаций, но и казначейских бумаг США. В конце концов, в американских государственных финансах порядка тоже не наблюдается. Запад не может вечно существовать на долговых расписках. Но что же еще они могут продать? Забавно, но процесс уже пошел: футбольные клубы все чаще и чаще уходят в руки покупателей из развивающегося мира. Может быть, это знак?

Новости о: , , , ,

top