search
top

Росавиа ушла под мощное крыло Аэрофлота


Росавиа идет в рабство Аэрофлота

Аэрофлот забирает себе горе-перевозчика Росавиа, отныне в России началась новая эра, как отмечают эксперты - эра слияний и поглощений.

В России продолжается передел воздушного пространства. После того, как в Федерации поделили землю, дороги и воду, взялись за воздух. Конкуренция тут как ни странно, куда выше, и слабые уходят. Слияния и поглощения можно изучать лишь на одних только классических примерах российского рынка авиа перевозок. Авиационные активы госкорпорации «Ростехнологии» могут быть переданы «Аэрофлоту». С таким предложением выступил министр транспорта Игорь Левитин. В обмен госкорпорация может получить 28% акций «Аэрофлота», которые государству нужно будет выкупить у Национальной резервной корпорации (НРК) Александра Лебедева.

Если предложение министра будет принято, это будет означать конец проекта «Росавиа», который «Ростехнологии» позиционировали как конкурента «Аэрофлота». А «Аэрофлот» за счет сделки сможет обогнать ближайшего конкурента по объему перевозок вчетверо.

Судьба ГТК «Россия» и «Росавиа» обсуждалась на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 30 декабря. Как рассказали «Ъ» два источника, знакомых с ходом совещания, министр транспорта Игорь Левитин выступил с новым предложением о судьбе будущего авиахолдинга. По словам собеседников «Ъ», докладывая по ситуации в ГТК «Россия», министр отметил, что не только ей, но и всему проекту «Росавиа» не обойтись без стратегического партнера, в качестве которого господин Левитин назвал «Аэрофлот». Министр предложил следующую схему: государство или сама компания могут выкупить 28% акций «Аэрофлота» у НРК и передать их «Ростехнологиям» в обмен на их авиационные активы, пишет Коммерсантъ.

После передачи активов «Аэрофлоту» миноритарный пакет ГТК «Россия» может также получить администрация Санкт-Петербурга. В итоге никаких решений принято не было, говорят источники «Ъ» (это подтверждают и в аппарате Игоря Шувалова). Следующее совещание, на котором должна определиться судьба «Росавиа», назначено на 30 января.

О создании «Росавиа» было объявлено осенью 2008 года после остановки альянса AiRUnion (госпакеты акций его компаний были переданы «Ростехнологиям»). 51% акций холдинга должен был принадлежать «Ростехнологиям», 49% — правительству Москвы, которое должно было внести свою авиакомпанию «Атлант-Союз» и денежные средства. Госкорпорация внесла бы в холдинг переданные ей авиакомпании «ГТК «Россия»», «Оренбургские авиалинии», «Владивосток авиа», «Сахалинские авиатрассы», «Кавминводыавиа» и «Саратовские авиалинии». Их суммарный пассажиропоток в 2009 году составил около 6 млн человек.

В «Аэрофлоте» отказались комментировать вопрос об участии в «Росавиа». Но источник, близкий к совету директоров компании, подтвердил, что на совещании у Игоря Шувалова обсуждался вопрос о передаче «Аэрофлоту» авиационных активов «Ростехнологий». «По всей видимости, государство остановится на том, что «Аэрофлот» будет владеть контрольным пакетом акций компаний «Росавиа»»,— говорит собеседник «Ъ». «С одной стороны, эта сделка — возможность реализации планов нового руководства «Аэрофлота» стать лидером на российском рынке и в перспективе — в Европе. С другой — это большая финансовая нагрузка»,— отмечает источник. Схему, предложенную Игорем Левитиным, он не смог ни подтвердить, ни опровергнуть, отметив лишь, что вопрос о выкупе пакета Александра Лебедева также активно обсуждался на правительственном уровне в конце прошлого года.

Александр Лебедев вчера сказал «Ъ», что государство не обращалось к НРК с предметным предложением о выкупе пакета «Аэрофлота», но отметил, что, если такое предложение поступит, он, скорее всего, его поддержит. В пресс-службе Минтранса эту информацию комментировать не стали. В аппарате господина Шувалова и «Ростехнологиях» от комментариев отказались.

Передача авиакомпаний «Ростехнологий» «Аэрофлоту» будет означать конец проекта создания холдинга «Росавиа», который Сергей Чемезов позиционировал как конкурента «Аэрофлоту». После объявления в сентябре 2008 года о создании «Росавиа» господин Чемезов и мэр Москвы Юрий Лужков даже предложили правительству лишить «Аэрофлот» роялти за пролет иностранных авиакомпаний по транссибирским маршрутам. Но с каждым месяцем перспективы создания нового авиахолдинга становились все более туманными. Компании AiRUnion были переданы «Ростехнологиям» накануне банкротства, а вхождение в «Росавиа» «Атлант-Союза» фактически сорвалось после того, как в течение всего 2009 года «Ростехнологии» и правительство Москвы так и не смогли договориться о параметрах партнерства. Перспективы создания «Росавиа» осложнили и проблемы ГТК «Россия» — крупнейшей авиакомпании будущего холдинга, которая к концу прошлого года оказалась в предбанкротном состоянии. Долги ГТК сейчас оцениваются в 6-7 млрд руб., по оценке источника, близкого к совету директоров «Аэрофлота», к весне они могут составить 10-11 млрд руб. В конце прошлого года правительство выделило ГТК 3,9 млрд руб. прямой бюджетной финансовой помощи, но, по словам источника, близкого к «Росавиа», этих денег хватит только на горящие расчеты с кредиторами, в то время как компания остается убыточной.

«Аэрофлот» в случае передачи ему активов «Ростехнологий» станет не только лидером на рынке внутрироссийских перевозок, но и практически недосягаемым для конкурентов. С учетом авиакомпаний «Росавиа» объем перевозок группы «Аэрофлот» за 11 месяцев 2009 года составил бы более 16 млн пассажиров против 4,65 млн у идущей на втором месте «Трансаэро». По мнению главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, консолидация разрозненных авиакомпаний «Росавиа» в «Аэрофлот» может быть успешной, если они сохранят высокую степень самостоятельности и будут пополнять региональными пассажирами международную маршрутную сеть «Аэрофлота». «Это проще и логичнее, чем пытаться реализовать грандиозный проект создания конкурента отраслевому лидеру»,— констатирует эксперт. Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак считает, что сделка будет выгодной и для Александра Лебедева, для которого она станет шансом избавиться от пакета в «Аэрофлоте»: предприниматель не раз заявлял о желании продать его.

Новости о: ,

top