search
top

Российским дорогам продлят жизненный цикл


Дорога - от строительства до обслуживания - будет эксплуатироваться по инновационной технологии жизненного цикла

Строительство дорог эффективно абсорбирует нефтяные доходы страны, не приводя при этом к повышению инфляции. Кроме того, наличие качественных дорог очевидным образом влияет на экономику... и на политику. Новая технология жизненного цикла предотвратит ситуацию, когда дорогу строят одни, а ремонтируют - другие.

технология полного цикла для дорог россииОписание иллюстрации: Так строили дороги. И в общем-то - они стоят до сих пор.

Уже в следующем году в России могут быть заключены первые контракты жизненного цикла на строительство, ремонт и обслуживание автомагистралей. Минтрансом разработаны поправки в концессионное законодательство, адаптирующие эту распространенную во всем мире модель инфраструктурного развития к российским реалиям. В рамках пилотных проектов в управление частным операторам могут быть переданы несколько участков автодорог М4 «Дон» и М-1 «Беларусь». По мнению экспертов, новая схема взаимоотношений государства с частным капиталом, при условии грамотного внедрения, позволит сэкономить бюджетные средства, ускорить дорожное строительство и повысить качество автомагистралей.

Инфраструктурные провайдеры

Классические контракты жизненного цикла (КЖЦ), распространенные за рубежом, предполагают, что операторы за счет собственных или привлеченных средств возводят объекты инфраструктуры и эксплуатируют их в течение расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла), который, как правило, составляет 15-20 лет. Все это время инфраструктурные операторы получают от государства компенсации пропорционально объему оказанных пользователям сервисных услуг и их качеству.

За рубежом такая схема активно используется в инфраструктурном строительстве. Например, в Великобритании в рамках этой модели ежегодно заключается около 900 контрактов. Пользователям автодорог КЖЦ выгодны тем, что в них жестко оговариваются критерии качества услуг по содержанию и ремонту трасс. Платежи могут быть привязаны к результатам мониторинга содержания дороги, уровню безопасности (количество ДТП), транспортным потокам. Условиями контрактов на операторов могут налагаться штрафы за ухудшение качества сервиса (например, за плохую уборку, внеплановые ремонты и пр.). Поскольку отдача инвестиций зависит от качества и безопасности дороги, частные операторы заинтересованы в высоком уровне сервиса.

В свою очередь государство, как сторона КЖЦ, получает возможность растянуть бюджетные затраты на длительный срок (первые платежи осуществляются только после ввода объекта в эксплуатацию), переложить разовые инвестиционные затраты на частных инвесторов, мотивировать их к применению современных технологий, позволяющих обеспечить долговечность покрытия и низкие эксплуатационные издержки.

Практические подтверждения этому можно найти за рубежом. Согласно данным Дорожной администрации Финляндии, стоимость строительства по контрактам жизненного цикла существенно ниже, чем стоимость дорог, профинансированных из бюджета. Например, участок финской автомагистрали Е18 Муурла–Лохья протяженностью более 51 км (включая мосты и тоннели) изначально предполагалось построить за 350 млн евро за 5-6 лет. Однако по контракту жизненного цикла магистраль была построена за 3 года за 330 млн евро (дешевле на 8%).

К слову, если Вы желаете обратиться к профессионалам своего дела, то строительство дорог мало кто знает лучше, чем компания www.s-sm.ru. Дороги для эти спецов — просто-таки хлеб насущный.

Повязанные бюджетом

В России контракты жизненного цикла, как разновидность государственно-частного партнерства (ГЧП), до сих пор не применялись. Вместо этого функционирует принципиально иная модель инфраструктурного строительства, заточенная исключительно на бюджетные ассигнования.

Результат закономерен – пользователи получают дорогу эконом-класса в самом плохом смысле этого слова, которая быстро изнашивается. При этом гарантийные сроки ограничены тремя годами, по истечении которых государство вынуждено вновь проводить тендер и, фактически, оплачивать строительство новой трассы. Стоит ли удивляться тому, что денег катастрофически не хватает. Двухполосным дорогам, составляющим основу сети регионального значения, требуется ремонт раз в шесть лет и капитальный ремонт раз в двенадцать лет. Рассчитанная по федеральным нормативам потребность на капитальный ремонт только региональной сети составляет 603 млрд руб. в год. В последние годы, по данным ассоциации «Радор», выполнялось менее 30% от нормативной потребности. А в 2010 году на эти цели направлено около 7,7 млрд рублей, или около 1,3% от потребности.

В Минтрансе уверены, что долгосрочные контракты будут стимулировать внедрение современных проектных и строительных решений, материалов и технологий, увеличивающих долговечность дорожных объектов. Кроме того, новая контрактная модель позволит создать современную систему управления автострадами.

Иностранцев призовут к шлагбауму

Первый конкурс на разработку предварительного проекта в рамках КЖЦ на обслуживание участков трассы М1 «Беларусь» уже объявлен. Следующим этапом станет проведение концессионного конкурса. Его победитель будет не только обеспечивать сервисное обслуживание дороги и ремонт, но также вложится в модернизацию трассы, которая частично будет эксплуатироваться в платном режиме.

Еще одним полигоном для «обкатывания» контрактов жизненного цикла станет трасса М4 «Дон», которая к 2014 году (за исключением двух участков) станет четырехполосной автомагистралью с разделительным ограждением. «Дон» разделят на три операторских участка, которые охватят Московскую, Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую область, Краснодарский край.

На первом этапе международного оператора предполагается привлечь для обслуживания уже существующего платного участка М4 «Хлевное–Задонск» протяженностью 52,4 км. Иностранцам будет предложено инвестировать в модернизацию систем взимания платы и управления движением. «Если за рубежом система оплаты и мониторинга трафика обкатывалась 50-60 лет, то нам предстоит внедрить все за 2-3 года», — говорят специалисты.

Кстати, в первые дни эксплуатации платного участка, который открылся недавно, управляющая автодорогой ГК «Автодор» только за сутки собрала более 1,1 миллиона рублей, а трафик превысил 17 тысяч автомобилей при расчетных показателях 10 тыс. единиц.

Новости о: , ,

Прокомментировать новость

top