search
top

Часы — хронометр времени. История и новая реальность


Точное время в истории

Слушая тиканье часов, мы замечаем, что время опережает нас. (Рамон Гомес де ла Серна)

Самое точное (в те века) время нужно было знать мореплавателям, для них часовщики изготовляли первые точные хронометры. В начале наибольших успехов в часовом деле достигали мастера туманного Альбиона. Возможно, поэтому к 17ому веку Британия завоевала титул владычицы морей, разгромив Непобедимую армаду, и выиграв войну за испанское наследство. Английские карты морей были наиболее точными, маршруты самыми короткими и безопасными, корабли точно ложились на курс благодаря тому, что их капитаны всегда знали правильное время. Швейцарцы и австрийцы преуспели в этом деле позднее. Точное время стало дорогим удовольствием. Маятниковые механизмы, пружинный завод, балансировка — нужно было защитить движение стрелок от свирепой стихии — штормов, волн, ветра и качки как можно более надежно.

Через несколько веков на картах уже не осталось неизведанных земель. Прогресс — есть прогресс. Время становится одной из главных ценностей западной цивилизации. Восток, на то время, существенно отставал. Работа часовщика 18 века была подобна колдовству алхимика. Бросая вызов природе, они стремились создать совершенный часовой механизм. Недаром мыслители эпохи Просвещения сравнивали Вселенную именно с точным часовым механизмом. Собственные часы имел уже каждый состоятельный человек. Золотая луковица во внутреннем кармашке, надежно закрепленная цепочкой. Это был символ Буржуазной промышленной революции. Утро делового человека начиналось с того, что он заводил свои часы. Они требовали тщательного ухода, каждую неделю часы несли к мастеру, который проверял точность хода и смазывал механизм. Иначе нельзя; «Время — деньги», — сказал Бенджамин Франклин, увековеченный на стодолларовой купюре. Однако не один лишь прагматизм движет стрелками часов…

Время против религии

То ли в силу специфики свой профессии, то ли по другой причине, часовые мастера всегда отличались неортодоксальными убеждениями и взглядами на мир. Поэтому, когда в Европе свирепствовала инквизиция, большинство из них было бежало в спокойную и богатую Швейцарию. Именно инквизиции Швейцария обязана своей часовой славой. Процветанию швейцарских мастеров способствовало и то, что наибольшим спросом их изделия пользовались соседней Франции — мировой законодательнице мод того времени. На поводу у Парижа пошла Россия, Британия, Германия и Италия.

Знаменитые часовщики

Дорогие часы не создают время, но отражают, насколько дорого оно их владельцу. (Михаил Мамчич)

Там же жили два самых прославленных в истории часовых дел мастера. Первый — замечательный драматург, автор «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро», дипломат и авантюрист, Пьер Бомарше, который был по профессии часовщиком. Впрочем, помним мы его в основном благодаря знаменитой арии Фигаро, а не часовому делу. А второй великий часовщик совсем наоборот — благодаря своему мастерству вошел в мировую литературу.

«Надев широкий боливар Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе Пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед»,- во времена Александра Сергеевича никто не знал о маркетинге и уж тем более такого понятия, как product placement. Часы марки «Breguet» упомянуты в романе «Евгений Онегин» более 5 раз. А еще у Толстого, Тургенева, Куприна, Мопассана, Дюма, Мериме и Бальзака. Дело в том, что Авраам-Луи Бреге был величайшим часовым мастером. Его часы отсчитывали время императоров и военноначальников, дворян и купцов, помещиков и дипломатов всей Европы 19го века.

Считается, что именно Авраам-Луи Бреге придал часам тот вид, который они сохранили до наших дней, придумав и усовершенствовав множество деталей и механизмов. Таких, например, как автоподзавод и знаменитый турбийон. Вершина часовой механики — турбийон нейтрализует действие земного притяжения на часы, хитроумным образом вращая механизм внутри корпуса.

Невозможно остановить время: этого не допустит часовая промышленность. (Станислав Ежи Лец)

Среди клиентов Бреге были и Мария-Антуанетта, и Людовик XVI, и Александр I. Но самым значительным для прогресса часового дела его клиентом был император Наполеон. Гений военного искусства, личность, намного опередившая свое время, Бонапарт был человеком мобильным, превыше всего он ценил точность и оперативность. Великий полководец, покоряя обширные пространства Европы, мечтал о полном контроле над временем. Императору Наполеону приписывают авторство идеи часового механизма в том виде, который существует и сегодня. На свадьбу своего пасынка неаполитанского короля Евгения Богарне и Августы Люксембургской он заказал Бреге миниатюрный часовой механизм вмонтированный в браслет. Так были созданы первые в истории наручные часы.

Время войны

Император Наполеон умер в ссылке, на острове святой Елены. Символично, что причиной поражения его войск под Ватерлоо стало именно опоздание. Авраам-Луи Бреге скончался в 1824 году, по свидетельствам специалистов, после него в часовой механизм уже никто вносил принципиальных изменений. А наручные часы по-прежнему оставались любопытной диковиной до конца XIX века. Эволюция технологии уже позволяла изготовлять их серийно. Но одна из первых партий, которую изготовила в 1904 году одна английская фирма, вернулась к производителю так и не найдя покупателей не в Европе, не за океаном, в Америке.

Автомобили, авиация, радио, телефоны — прогресс ускоряется. Теория относительности Эйнштейна в корне меняет мировоззрение человечества. Время теперь не более, чем один из парадоксов пространства, таинственный фокусник, который требует пристального внимания.

Прежде всего наручные часы оценили первые авиаторы. Очень трудно, сидя за штурвалом, лезть во внутренний карман, ногтем большого пальца осторожно открывать крышку хронометра. На правом запястье компас, на левом — часы. Но не летчики создали моду, а война.

Человечество не знало войны страшнее, чем первая мировая. Миллионы жертв, газовые атаки, затяжные окопные сражения — жизненный уклад Европы изменился навсегда. Век промышленной революции и буржуа закончился, наступил двадцатый век. Во время вылазки, под огнем из траншей в карман не полезешь. Офицеры первой мировой оценили удобство наручных хронометров. Правительства Антанты заказывали их огромными партиями. А когда объявили мир, они повезли часы домой.

В Советской России буржуа уничтожали целенаправленно. Великая депрессия — волна крахов, банкротств и разорений прокатилась по капиталистической Европе. И их не стало вовсе. Золотые луковицы карманных хронометров, с платиновыми цепочками и брелоками отсчитали свое время сполна. Теперь браслеты с часами подешевле и подороже были почти у каждого: у пролетариев, интеллигента, капиталиста. Механизмы боялись брызг, были хрупкими и неточными. Мир длился недолго…

Первые водонепроницаемые наручные часы изготовила фирма «Ролекс» для британских моряков во время второй мировой войны. Тогда же появилась потребность в противоударных механизмах, защищенных от магнетизма и пыли. Конец второй мировой войны стал концом индустриальной эпохи, а с ней и эволюции часовых механизмов.

Время в «наше время»

Кристаллы, высокие технологии, силикон, пластик и электроника. Первые кварцевые часы появились в 60х, в 70х изобрели циферблат на жидких кристаллах. Время оказалось благосклонно к часовым мастерам. Швейцария по-прежнему остается страной великих часовщиков. Марка «Breguet» существует и сегодня, на свой юбилей они даже выпустили серию, названную на русский манер «Брегет». Но сегодня механические наручные часы — это классика, атрибут стиля.

Погоду делает электроника. Лидеры продаж японские «Citizen» — лучшие кварцевые часы, американские «Timex» — самые доступные по цене, «Casio» и «Swatch» — лидеры технологий. Наручные часы могут быть записной книжкой, в них можно хранить до 128 мегабайт информации, использовать как аудиоплейер, связываться со спутником GPS, чтобы определить свое местоположение, подавать по радио сигнал «SOS», давать любую требуемую информацию о времени.

Какими должны быть ваши часы? Пожалуй, сейчас можно точно ответить на этот вопрос. Они обязательно должны быть водонепроницаемыми, если они механические, то у них должен быть автоподзавод, стекло должно быть укрепленным, желательно, из технического сапфира, погрешность хода не более 0,1 секунды в месяц. Такими должны быть часы, а какими они быть могут? Игрушкой или рабочим инструментом, как вам угодно, показывать тысячные доли секунды или иметь только часовую стрелку, стоить полтора доллара или сотню тысяч… Сегодня наручные часы могут быть чем угодно, всё более приближаясь к другому атрибуту нашего времени — мобильному телефону.

Новости о: ,

top