search
top

Ирландия, как знак свыше


Ирландия... Мы теряем ее

Ирландские проблемы оказались слишком велики для маленькой Европы.

кризис в европе

Как проблемы одной малобюджетной страны могут обвалить экономику европейских столпов и их общую валюту? Могут. В том случае, если все остальные участники глобального европейского бардака имеют скелеты в шкафу. Час расплаты для Ирландии настал.

Невероятно, но факт: во время встречи между министром финансов Ирландии и его коллегами из ЕС Брайана Ленихана будут умолять принять помощь от Евросоюза, хотя стране не потребуется пропуск на рынки облигаций до середины следующего года, а ее власти обещают в следующем месяце представить бюджет, который, как они считают, позволит обуздать его дефицит, пишет The Wall Street Journal. Но вопрос встал о жизни и смерти Еврозоны. Г-н Ленихан должен принять деньги, а европейцам остается надеяться, что их план сработает. После переговоров во вторник министры финансов еврозоным заявили, что Еврокомиссия, Международный валютный фонд и Европейский центробанк сосредоточатся на переговорах о спасении ирландского банковского сектора, стартующих на этой неделе, если Дублин примет решение обратиться за помощью. И направят в Ирландию объединенную миссию. Однако экономисты говорят, что велика вероятность оказания помощи самому государству, несмотря на решение ирландского правительства сопротивляться требованиям немедленно согласиться на предоставление поддержки.

Ирландское правительство надеется избежать унизительной помощи, однако оно решило не лишать такой возможности банки страны, которые оказались в бедственном положении в результате мирового финансового кризиса и обвала рынка недвижимости. Для Ленихана это горький момент. За последние два года он сделал почти все, что можно только ожидать, для поддержки инвесторов. Но одно единственное решение его правительства гарантировать почти все негарантированные банковские кредиты, принятое в сентябре 2008 г., оказалось ошибкой. Государственный сектор принял на себя довольно крупную сумму убытков банковского сектора.

Поскольку состояние банковских ипотечных займов вызывает сомнение, оптовое фондирование прекратилось, вкладчики начали закрывать депозиты, и банкам осталось только надеяться на помощь со стороны Европейского Центробанка. На данный момент долг ирландских банков перед ЕЦБ составляет 80 млрд евро (109 млрд долл), что эквивалентно 80% ВВП. На прошлой неделе Банк Ирландии раскрыл соотношение кредитов к депозитам. Данный показатель вырос со 145% до 160%, даже несмотря на продажу некоторых активов. Сейчас у банка осталось лишь 12 млрд евро приемлемого обеспечения ЕЦБ. За три месяца его объем сократился вдвое. У других банков Ирландии положение еще более незавидное.

Принимая во внимание, что недавно ЕЦБ приобрел гособлигации Ирландии, становится ясно, что на самом деле власти Еврозоны оказали стране гораздо большую услугу, чем готовы признать. Являясь финансовым лидером региона, ЕЦБ может оправдать интервенции на рынки, целью которых было повышение ликвидности, но у ЕЦБ нет права принимать на себя кредитные риски, которые якобы сейчас представляет Ирландия. Программа помощи, подвергающая риску капитал налогоплательщиков, должна быть фискальной мерой, обеспечивающей защиту демократическим правительствам.

Ирландской банковской системе требуется гораздо больший уровень рекапитализации. Несмотря на все сомнения, которые вызывает ирландская экономика, коэффициент капитала первого уровня, который является основным капиталом Банка Ирландии, составляет всего 8,2%. Для сравнения, Национальный банк Греции, который в последнее время испытывал подобные проблемы с фондированием, приумножил свой основной капитал более чем на 2,8 млрд евро до 13,4% за счет выпуска акций. Если ирландским частным банкам удастся достичь такого же уровня капитализации, они снова могут вернуться к самофинансированию. Однако сейчас Дублин может получить деньги только от Евросоюза. Но даже тогда Ирландии не просто будет попасть на рынок облигаций, ведь в стране сохраняется неопределенность экономической ситуации, а значит, может потребоваться еще больше финансовых вливаний.

Евросоюз имеет право требовать от Дублина, чтобы тот принял его помощь, а Дублин не может отказаться. Чем дольше он сопротивляется, тем выше риск катастрофической потери доверия к ирландской финансовой системе, и того, что кризис распространится на другие государства Европы, включая Португалию, Испанию и Италию.

Для Португалии уже может быть слишком поздно. Уровень доходности ее десятилетних облигаций сейчас на 4 п.п. превышает аналогичный показатель по немецким облигациям, и лишь на 1 п.п. ниже доходности ирландских облигаций. С точки зрения Португалии, это может показаться несправедливым: по сравнению с Ирландией, она обладает гораздо меньшим дефицитом бюджета, который составляет всего 7,3% ВВП, и в следующем году власти страны пообещали снизить его до 4,6%. Состояние ее банковской системы относительно нормальное. Кроме того, был проведен ряд структурных реформ для повышения конкурентоспособности ее экспорта. В отличие от других периферийных стран Еврозоны Португалия имеет растущую экономику. В третьем квартале темпы ее роста достигли 1,2% в годовом исчислении.

Однако недавнее заявление со стороны европейских лидеров о необходимости в будущем переложить часть бремени по реструктуризации долга на плечи держателей облигаций взбаламутили инвесторов, и теперь они болезненно реагируют на любые сообщения о том, что способность членов Еврозоны стабилизировать свой долг вызывает сомнения. Это особенно волнует Португалию, чьи планы по фискальной консолидации опираются на гораздо более уверенный рост экономики за все последние годы. Нежелание инвесторов покупать облигации понятно, ведь они опасаются понести убытки в случае отсутствия этого роста. Пятничное заявление министров финансов ведущих держав Еврозоны о том, что нововведение по перекладыванию части ответственности на плечи держателей облигаций не вступит в силу до тех пор, пока не будет разработан новый антикризисный механизм, то есть по-крайней мере до 2013 г., частично разрядило обстановку. Однако сохраняется вероятность реструктуризации текущего долга сразу, как только закончится программа финансовой помощи в 2013 г. В случае с Португалией, только четкая гарантия исполнения всех обязательств по облигациям, выпущенным в Еврозоне до момента введения нового антикризисного механизма в действие в 2013 г., способна вселить уверенность в инвесторов.

Но с политической точки зрения это маловероятно. Будет не только нарушена политика Еврозоны, которая не желает спасать должников, но и окажется под угрозой финансовое состояние налогоплательщиков других, более крупных, чем Португалия стран, с уязвимой банковской системой. Таким образом, Португалия может встать в очередь за Грецией и Ирландией в Европейский фонд помощи. В фонде хватить средств, чтобы исправить ситуацию в этих трех странах. Но Европа не может позволить чуме распространяться дальше. К счастью, доверие рынков к Испании еще не утрачено, несмотря на некоторую неуверенность, которая существовала в начале текущего года. Хотя опыт Ирландии показывает, что ситуация способна быстро меняться. Это еще одна причина, почему члены Еврозоны хотят, чтобы Ленихан согласился на их предложение.

Между тем, Ленихан отказался комментировать сообщения о том, что представители властей Евросоюза ведут переговоры по поводу пакета помощи для этой страны, когда он прибыл на встречу с министрами финансов других 15 стран еврозоны во вторник.

«Да, конечно, ситуация на рынке в течение последних недель была неблагоприятной для Ирландии, но я бы указал на то, что ирландское государство полностью обеспечено финансированием до середины следующего года, — сказал Ленихан. — Очевидно, что существуют трудности на рынке, и мы будем их обсуждать сегодня вечером, чтобы с ними справиться».

Новости о: , ,

top