search
top

В «правильном» Королевстве начался финансовый беспредел


Шесть миллиардов фунтов стерлингов, как говорит министр Великобритании по делам иммиграции Лайам Бирн, – «большая сумма». Именно столько, по подсчетам правительства, в 2006 году привнесли в британскую экономику иммигранты, и именно эту цифру оно неоднократно использовало, чтобы оправдать рекордное количество мигрантов, которых приняла страна за последние годы.

Но есть и другая крупная цифра: 190 000. Согласно докладу, опубликованному 1 апреля комитетом по экономическим вопросам Палаты лордов, это чистое количество иммигрантов, которых Великобритания вынуждена будет принимать каждый год, если правительство не ужесточит иммиграционную политику. Их светлости сопоставили обе цифры и подсчитали, что они фактически погашают друг друга. Валовой внутренний продукт (ВВП), возможно, значительно увеличился благодаря мигрантам, говорят они, тогда как ВВП на душу населения, то есть доля в нем каждого жителя страны, практически осталась на прежнем уровне. Использовать голые цифры роста ВВП для оправдания иммиграции «бессмысленно и неуместно», как выразился председатель комитета.

Эти резкие слова стали манной небесной для скептически настроенных по отношению к мигрантам («Иммиграция: великая ложь» – провозгласила одна перевозбудившаяся газета). Доклад комитета по экономическим вопросам гораздо беспристрастнее. Он выявил тот факт, что благодаря иммиграции жалованье низкооплачиваемых работников снизилось, зато зарплаты более высокооплачиваемых работников даже немного подросли. Что касается конкуренции за рабочие места, то в докладе указывается, что число вакансий осталось практически неизменным за семь лет, поскольку иммигранты не только занимают существующие рабочие места, но и создают новые. Иммиграция стимулирует рост цен на недвижимость, отмечается в докладе, что может быть хорошей новостью для тех, кто больше всего говорит об оборотной стороне открытых границ. Кроме того, отмечено, что мигранты возможно, способствуют снижению «естественного» уровня безработицы, потому что они охотнее берутся за любую работу, чем разборчивые британцы. («Этот эффект, однако, может ослабляться по мере того, как мигранты все больше ассимилируются с местным населением», – добавил экономист Стивен Никел, от которого комитет и получил эти сведения.)

В целом это неплохие новости. Но проблема правительства в том, что оно неустанно твердило об огромных преимуществах миграции для экономики, чтобы задобрить тех, кому не нравятся ее социальные последствия. Поэтому предположение, что выгода от миграции практически нулевая, может стать для него ударом. По собственным подсчетам правительства, выгода от иммиграции для британцев в денежном выражении составляет около 30 фунтов стерлингов (59,4 доллара) на человека в год. Небольшая награда для тех, кто на дух не переносит мигрантов, – а таких людей становится все больше. Согласно информации британского центра изучения общественного мнения Ipsos-MORI, за последние два года в списке факторов, вызывающих озабоченность граждан, увеличение численности иммигрантов стремительно выбивается вперед и теперь соперничает за первое место с преступностью. Примерно 68% респондентов считает, что в Великобритании стало слишком много приезжих.

Однако повернуть этот поток вспять будет трудно. Палата лордов рекомендовала ежегодно устанавливать предел численности иммигрантов – эту политическую меру консерваторы включают в свою программу как часть данного ими обещания «существенно снизить» приток иммигрантов. Либеральные демократы тоже могли бы уменьшить миграцию, но, как и правительство, они считают, что лучше ужесточить критерии выдачи разрешений на работу, а не устанавливать «потолок».

На самом же деле ограничить приток иммигрантов в Британию далеко не всегда под силу правительству. Граждане ЕС, составляющие около 30% чистой иммиграции, могут въезжать и выезжать из страны, когда им угодно. (Эта цифра увеличится, когда румыны и болгары получат право работать в Великобритании – а оно должно быть предоставлено им до 2014 года.) Претенденты на получение политического убежища, согласно конвенциям ООН, имеют право на объективное разбирательство своего дела, и правительство не может запретить гражданам своей страны вступать в брак с иностранцами и иметь от них детей.

Этот тип составляет примерно половину ежегодного притока иммигрантов в Великобританию. Большинство из оставшихся – студенты, которые ценны для экономики страны потому, что платят крупные суммы за обучение. Единственная категория иммигрантов, с которой можно что-то сделать, – это высококвалифицированные работники из стран, не входящих в ЕС; их доля составляет всего одну пятую от всего числа иммигрантов, причем некоторые их представители (начиная от американских банкиров и заканчивая бразильскими футболистами) – одни из самых полезных. Снизить приток иммигрантов можно, но едва ли намного.

Новости о:

top