search
top

Франция выходит из одного кризиса в другой


Бастилия внутри

Экономика Франции находится в том наиболее привычном для всех состоянии, когда кризис живет внутри нации...

франция кризис

Франция в замешательстве. Согласно опросам общественного мнения, популярность президента, коим сейчас является Николя Саркози, уже много десятилетий не падала так низко.

Недавно в отставку ушли два министра, а парламентские страсти продолжают накаляться с легкой руки СМИ — череда скандалов пополнилась обвинениями подозреваемого в коррупции министра в злоупотреблении служебным положением при получении средств для президентской кампании Саркози. Некоторые министры не слишком беспокоятся о том, как общественность воспримет их поступки, что, безусловно, отравляет политическую атмосферу в стране. Обстановка в парламенте — как в серпентарии, уже этого может быть достаточно для объявления вотума недоверия правительству. Однако, согласно принятой Шарлем де Голль конституции, Николя Саркози останется на своем посту вплоть до окончания его президентских полномочий в 2012 году. Весьма неопределенные электоральные перспективы основной оппозиционной Социалистической партии также на руку Саркози.

Масштабы политического кризиса во Франции кажутся несоразмерными с реальной ситуацией в стране. Несомненно, мировой финансовый кризис и экономический спад нанесли Франции жестокий удар. Однако последствия для страны были менее драматичными, чем для многих других европейских государств. Две из трех стран Балтики и Греция испытывают серьезные финансовые трудности. Похожим образом обстоят дела в Португалии, Испании, Венгрии и Исландии. Над Ирландией, Бельгией, Италией и Великобританией все еще нависла угроза из-за огромных государственных долгов или дефицитов текущих счетов. Однако Нидерланды и Австрия — и, в меньшей степени, Германия и Франция — справляются несколько лучше. В Германии дела получше, чем во Франции. Торговый баланс страны имеет положительное сальдо, а общий государственный долг не такой высокий, как в других странах. Несмотря на высокую безработицу и низкий экономический рост, краткосрочной угрозы макроэкономической стабильности в Германии нет, хотя население страны сокращается и стареет, а значит, в следующие десятилетия гоударству предстоит решение серьезных проблем. Краткосрочная перспектива во Франции вызывает больше беспокойств. Дефицит бюджета превышает 6% от ВВП, сальдо торгового баланса ушло на отрицательную территорию, а государственный долг при этом, хотя и меньше, чем во всех других европейских странах за исключением Германии и Нидерландов, но составляет 80% от ВВП. Франции в срочном порядке необходимы структурные реформы и, соответственно, сильное правительство.

Безусловно, неэтичное поведение официальных лиц — причина нынешнего кризиса — просто недопустимо. Но если бы темпы роста экономики были выше, а уровень безработицы снижался, такие скандалы не воспринимались бы столь драматично. Два обстоятельства усугубляют положение Саркози. Во-первых, общество все больше понимает чрезвычайную необходимость реализации срочных и эффективных реформ в сфере пенсионного обеспечения и здравоохранения, а также в области государственной организации. Во-вторых, в последние десятилетия оценка французами своего благополучия и своей позиции в отношении будущего своего и своей страны была на 10%-20% более пессимистичной, чем в других странах мира. Популярность рыночной экономики во Франции ниже не только по сравнению со всеми европейскими странами или США, но даже по сравнению с Россией или Китаем!

Будущее выглядит перспективным? Все развивающиеся страны отвечают «да». Такой же ответ дает большинство граждан США и Европы. Но во Франции большинство населения на этот вопрос отвечает отрицательно. Такой глубокий пессимизм препятствует любым публичным дискуссиям или реформам и чрезвычайно увеличивает важность текущего политического кризиса. С момента появления первых центров изучения общественного мнения в США, Великобритании и Франции в 30-х гг. они постоянно предлагали респондентам оценить свое благополучие и отношение к будущему. Сначала ответ французов не отличался от представителей других стран. Но в июне 1940 года небо разверзлось над их головами. В этой исключительно централизованной и гордой стране, где значение государства для граждан выше, чем где бы то ни было, а список военных побед более чем значителен, обе оценки стремительно рухнули в течение всего лишь двух недель. Само провозглашенное правительство, капитулировавшее перед Гитлером, предложило стране ограниченное, вассальное будущее. Французы так и не смогли зализать эту рану. Несмотря на чудесное возрождение после войны, страна не оправилась от морального поражения элиты и не смогла вернуть стабильность политической системе. Ужасающий пессимизм принял хроническую форму, поэтому прийти к согласию стало практически невозможно — тупиковая ситуация еще больше усугубилась слаборазвитостью гражданского общества во Франции.

Очевидно, французов ждут большие сюрпризы. Чтобы грамотно сократить бюджетные расходы, так чтобы не подвергнуть опасности экономический рост и занятость, необходимо две вещи: стабильное и толковое правительство и время. Великобритания и Германия со своими чрезмерными ограничениями готовят почву для внутреннего экономического спада. Сможет ли Франция подойти к решению этой проблемы с большей осторожностью и избежать рисков? Сварливое, постоянно жалующееся, упрямое население Франции много раз демонстрировало, что может очнуться и принять вызов времени. В конце концов, философия просветителей родилась во Франции. Французская революция, эпоха Наполеона, битва на Марне, победа в которой в 1914 году была одержана благодаря спонтанной инициативе, когда правительство и государство не смогли достичь успеха, а также великое возрождение 1945-1950 гг. Кроме того, во Франции зафиксирован самый высокий уровень рождаемости среди всех европейских стран; это также единственная европейская страна, в которой пополняется каждое поколение. Тридцать лет назад, в списке 100 наиболее успешных компаний мира не было ни одного французского предприятия, а сегодня таких уже 15. Французское образование и система здравоохранения, несмотря на все трудности, по-прежнему считаются одними из лучших в мире. Интеллигенция и ученые остаются весьма изобретательными и являются лучшими во многих областях. Поэтому пока не стоит хоронить Францию. В следующие годы французам предстоят серьезные испытания, но Франция, возможно, единственная европейская страна, которая находится в полной боевой готовности на 30 лет вперед.

Новости о: ,

top