search
top

Волонтер или почётный консул?


Стоит ли МИД Украины наделять волонтеров за рубежом отдельными полномочиями украинского консула? Рассуждает Сергей Ильченко на примере святого отца Юрия Иванюты.

История подвижничества о.Юрия Иванюты, священника прихода УГКЦ в Италии, чьи заслуги отметило Министерство Реинтеграции Украины, подробно описана в статье «Допомога з Італії — визнання з України». Но, если с помощью, которую о.Юрий оказал Украине, все предельно понятно, то с обратной признательностью есть некоторые вопросы.

Список оказанной помощи, надо сказать, довольно длинный. Он разбивается на три основных направления. Во-первых, о.Юрий организует работу волонтеров по сбору средств для Украины и оказанию помощи беженцам. Во-вторых, он работает с итальянскими властями — в частности, с муниципалитетом города Новара, где расположен приход, легализуя украинских беженцев, и фактически выполняя отдельные функции украинского консульства. Кроме того, о.Юрий на постояной основе оказывает помощь украинским беженцам в поиске работы и жилья. Наконец, в-третьих, о.Юрий Иванюта помогает и сражающейся Украине. Он закупает бронежилеты для ВСУ и медикаменты из списка тактической медицины, а также для нужд госпиталей и больниц. Только на медикаменты под руководством о.Юрия было собрано и потрачено порядка 650 тыс. евро.

С этим, повторяю, все понятно. И 20 мая в Церкви Сан-Филиппо аль Кармине, в Новаре, Василий Гостюк, по поручению Министерства реинтеграции, вручил о. Юрию Иванюте благодарность за оказанную помощь. На фотографиях, сделанных в ходе этого мероприятия виден о.Юрий, виден Василий Гостюк, видны прихожане и волонтеры. Но одного человека на них не видно. Украинский генеральный консул в Милане, вблизи от которого расположена Новара. Возможно, консул был занять именно в этот день — так бывает. Или был болен. Или еще по каким-то причинам не мог посетить церемонию вручения грамоты о.Юрию. Но консул не единственный работник консульства в Милане. И не единственный украинский дипломат во всей Италии. Как бы то ни было, но полное отсутствие представителей украинского МИД на церемонии вручения грамоты человеку, фактически выполняющему отдельные функции украинского консульства выглядело странно.

Кстати, а почему о.Юрию приходится выполнять эти отдельные функции? Консульство не справляется? Эти не самые приятные — а, точнее, неприятные вопросы вовсе не имеют цели уязвить МИД Украины, или подвергнуть критике его работу в целом. В конце концов, всякие бывают ситуации. Может, и вправду не было у него в тот день никакой возможности присутствовать. Речь немного о другом.

Тысячи работников МИД Украины выполняют свои функции во всех уголках мира. Каждый — в меру способностей и таланта. Большинство, вероятно, делают это, в целом, успешно — во всяком случае, будем исходить из такого предположения. Некоторые украинские дипломаты работают просто блестяще, с громким выхлопом в СМИ и соцсетях — тут можно вспомнить Андрея Мельника и Сергея Корсунского, послов Украины в Германии и Японии, соответственно. Некоторые — остаются в информационной тени, но это еще не означает, что они работают плохо. Проблема же состоит в том, что военное время многократно умножило число задач, стоящих перед МИД. А штат его остался прежним.

Взглянем теперь на ситуацию с другой стороны. Легко ли о.Юрию, не имея полномочий от МИД, выполнять отдельные функции украинского консульства? Не стала бы его деятельность в поддержку Украины при наличии таких полномочий более эффективной, с меньшими затратами времени, усилий — и, да, денег тоже. Или даже так: имея полномочия от МИД, мог бы о.Юрий, при тех же затратах труда, времени и средств сделать для Украины еще больше? Разумеется, огромная благодарность ему за то, что он и так делает для Украины. Но отчего бы не расширить возможности о.Юрия, сделав его официальным представителем МИД Украины? Тем более, что и форма такого представительства известна: это институт почетного консульства.

Напомню, что почетный консул — это лицо, не состоящее на дипломатической службе представляемого им государства, и не обязательно являющееся его гражданином, но уполномоченное выполнять некоторые консульские функции. В частности, почетные консулы могут выступать с ходатайствами перед властями государства пребывания, гражданами которого они, как правило, и являются. Это именно то, что и требуется в случае о.Юрия Иванюты.

Впрочем, речь сейчас не только о нем. Институт почетного консульства — превосходный способ организации всех активистов, помогающих Украине за ее пределами. В рамках этого института, выделенного в отдельный департамент МИД, их усилия могли бы быть не только поддержаны, но также объединены и скоординированы. Остановка за малым — нужно просто перейти от слов к делу.

top