search
top

1932-1933 год на Украине. Термины и определения.


Новости Украины.

Возврат к терминам и определениям — хорошая точка для начала нормального разговора. Попробуем уточнить их, в применении к голоду на Украине 1932-1933 годов.

Геноцидом, в соответствии с конвенцией ООН, а именно такое определение дает основание для международного признания, является: “действия, совершаемые с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу путём: 1. убийства членов этой группы; причинения тяжкого вреда их здоровью; 2. насильственного воспрепятствованию деторождению; 3. принудительной передачи детей; 4. либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на уничтожение этой группы (т.н. этноцид).

Это определение, в виду своей минималистичности и расплывчатости оставляет массу пространства для домыслов и произвола. Кто виноват в геноциде? Кто должен отвечать? В чем состоит признание геноцида? Зная эти недостатки историками и социологами были уточнены концепции и фазы развития геноцида. Среди таких классификаций заслуживает внимания концепция развития геноцида, предложенная Грегори Стэнтоном. Вот фазы и признаки геноцида, в его терминах:

1. Классификация

Общество разделяется на “мы” и “они” — по национальному, этническому, расовому или религиозному признаку.

2. Символизация

Создание общественно узнаваемых символов группы, которую собираются репрессировать.

3. Дегуманизация

В обществе пропагандируются взгляды на недочеловечность и неполноценность целевой группы населения.

4. Организация

Все оперативные мероприятия всегда осуществляются специально обученными войсками или ополченцами.

5. Пропаганда

В обществе накаляется пропагандистская компания, направленная против членов целевой группы.

6. Подготовка.

Членов целевой группы идентифицируют и отделяют от основного населения.

7. Зачистка

Для тех, кто будет действовать — убивать, участвовать в геноциде — навязывается модель “чистки”, что-то вроде избавления от назойливых насекомых, а никак не убийства человека человеком.

Что дали нам эти сведения в приведении к ситуации 1932 года? По определению ООН, совершенно нельзя связать действия властей СССР с “национальной, этнической, расовой или религиозную группой”. Всем довольно точно известно, что голод не был ограничен одной Украиной. В это же время на Урале творилось тоже самое, на Волге тоже самое. В Белорусии была ситуация прямо аналогичная украинской. Степень страдания населения могла быть разной в разных районах страны, но кто мы такие, чтобы ее мерять?

О геноциде можно было бы говорить только если бы укранцев (этнических) морили голодом, а русских, татар и поляков тайно подкармливали по ночам. Проживающие компактно поляки страдали также, как и украинцы.

В смысле Стентона, ситуация еще проще — из семи пунктов его определения мы можем согласится только с одним, отрыв которого от контекста полностью нивелирует наше согласие. Итак, приступим.

1. Голод 1932-1933 года не сопровождался делением на своих и чужих.
2. Жертвам не приписывалось явного символа: “салоеды” или еще что-то такое.
3. Жертвы не подвергались дегуманизации в глазах остального общества
4. Отсутствовала пропаганда одобрения действий, направленных на уничтожение украинцев
5. Украинцы не были специально отделены от остального населения.
6. “Чистки” не было.

В этом смысле классические геноциды прошлого века — Холокост и Руанда (резня 1994, племя хуту вырезало 800 тысяч человек племени тутси).

Чем же были действия, приведшие к голоду 1932-1933 годов? Преступлением против человечества. Мне кажется, если вдуматься в каждое слово этого определения мало не покажутся. И пусть те, кто затеял эту мерзость трещат в аду! Людской суд не может причинить им вреда, но ничто не сбережет их от суда иного. Ничто не оправдает тех, кто отбирал хлеб в домах, обрекая на страшную гибель семьи и селения Украины, Белорусии, России, будь то в 1932, или в другие годы.

Но применение термина “геноцид”, как я надеюсь, я вполне точно сумел показать, совершенно натянуто в отношении данного преступления. Заменяя одни слова другими, натягивая желаемую конъектуру на тающий во мгле остов исторических событий мы обесцениваем, лишаем выразительности осуждения и показательности для будущего смысл слов “геноцид”, “преступление”, “суд”. Удовлетворение моды текущего времени, попытка “зарядить брэнд”, наделать себе рекламы выглядит достаточно убогим издевательством над памятью замученных предков.

Новости о: , ,

top