search
top

Не навреди: недосказанное в клятве Гиппократа


Есть примечательная разница между классической и новой клятвой...

...и примечательные примеры отступления от ее духа, не нарушая ее буквы. Об этом - наша статья.

клятва гиппократа

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей*…» — это первые строки знаменитой клятвы Гиппократа, которую давали лекари древнего мира. «Дiстаючи високе звання лiкаря i приступаючи до лiкарської дiяльностi, я урочисто присягаю…» — а такими словами начинается присяга современного украинского врача.

Эти два текста разделяет не только многовековая история войн, революций, смерти старых богов и восхождения новых идолов, но и глубинный смысл, который, к сожалению, не сводится ко всем известному постулату «Не навреди».

Надо отдать должное «отцу медицины» Гиппократу, который произвел настоящую революцию во врачебных кругах древнего мира. Он, утверждавший, что заболевания не являются наказанием богов, был автором знаменитого афоризма «Врач лечит, а природа исцеляет». В многочисленных путешествиях он приобретал такой необходимый для практикующего врача опыт, в последствии записанный в многочисленных трактатах, известных как Гиппократовский корпус. Он считался величайшим лекарем современности, в жилах которого, согласно легендам, текла кровь бога Асклепия. Не удивительно, что именно из-под пера этого человека, если верить историкам, вышла знаменитая клятва, носящая его имя.

Но что же является главным в этой клятве? Оказание медицинской помощи всем нуждающимся – там нет подобных строк, беззаветное служение людям – и такого вы не найдете. На первое место здесь вынесены отношения между учителем и его учениками, а также запрет доверять врачебное искусство посторонним людям. К примеру, всем известная стоматология Киева ( речь о клинике Медисса ) является эталоном чести и благоверности клятве Гиппократа, но конкуренты не всегда столь же благочестивы.

Далее врач обязуется направлять «режим больных к их выгоде сообразно с моими (врача) силами и моим (врача) разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». Также клятвопреступлением считалось дать кому-либо «просимого у меня (врача) смертельного средства», помощь в умерщвлении, а также аборты. Но истории известны случаи, когда сам «отец медицины» отступал от своих правил по причине невозможности родственниками больного оплатить его услуги (наверно, именно это подразумевают строки клятвы «сообразно с моими силами и моим разумением»). О подобном клятвопреступлении история сохранила несколько свидетельств. В 380 году до н. э. некий Акрахерсит, у которого, как бы, наверно, сказали сейчас, были выявлены признаки острого пищевого отравления, начал лечиться у великого Гиппократа. Оказав больному скорую помощь, доктор поинтересовался материальной стороной вопроса. Услышав, что денег нет, лекарь повелел «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучился». Во втором эпизоде со смертельным исходом величайший врач просто намерено поставил неправильный диагноз по той же банальной причине – нехватка средств на оплату его дорогостоящих услуг. Некто Цезарь Светонский страдал от повышенного давления. Но цена вопроса оказалась слишком высока для старого воина. Гиппократ отдал его на попечение родственникам, внушив тем, что у несчастного всего лишь мигрени. Обманутые человеком, который поклялся не навредить пациенту, они более не обращались к врачам в надежде, что хворь вскоре отступит. Но больной скончался во время очередного криза

Но двинемся дальше по спирали истории. В христианские времена в текст клятвы были внесены правки, которые в основном касались части, где перечислялись языческие боги. Но дальше-больше. В современном мире в некоторых странах пересмотрели свое отношение к эвтаназии, а аборты считаются преступлением только с религиозной точки зрения. Отказываться от такой красивой части посвящения во врачебное искусство никому не хотелось, поэтому древняя клятва Гиппократа, претерпев множество изменений, которые отражают все необходимые реалии современности, предстала перед новым поколением Эскулапов в совершенно другом виде.

И надо признать, что в новом тексте клятвы большее внимание уделено именно врачевательному аспекту, но и в нем отсутствует пункт, в котором сказано, что врач должен оказывать необходимую медицинскую помощь всем нуждающимся (потому что быть готовым оказать помощь и оказать ее – две большие разницы).

Но главное, это не то, какой текст произносят выпускники медицинских заведений, а то, как они относятся к своей профессии и к людям. Что же ведет современных лекарей по ступеням их карьеры – желание заработать (что не было чуждо и Гиппократу, ибо он советовал своим ученикам обращать внимание на денежную сторону вопроса : «И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного)…») или желание помогать людям вне зависимости от их материального состояния, расовой принадлежности и вероисповедания? Ответ на этот вопрос даст сам врач, его дела и благодарные больные, а не клятва Гиппократа. Хотя мне по душе современный текст.

*Гигея — в греческой мифологии богиня здоровья, Панакея — в древнегреческой мифологии божество — персонификация исцеления.

Текст современной клятвы врача:

Дiстаючи високе звання лiкаря i приступаючи до лiкарської дiяльностi, я урочисто присягаю…

  • всi знання i сили вiддати охоронi й полiпшенню здоров’я людини, лiкуванню i запобiганню захворювань, сумлiнно працювати там, де цього вимагають iнтереси суспiльства;
  • бути завжди готовим надати медичну допомогу, уважно i дбайливо ставитися до хворого, зберiгати лiкарську таємницю;
  • постiйно вдосконалювати свої медичнi знання i лiкарську майстернiсть, сприяти своєю працею розвитковi медичної науки i практики;
  • звертатися, коли цього вимагають iнтереси хворого, за порадою до товаришів по професiї i самому нiколи не вiдмовляти їм у порадi та допомозi;
  • берегти i розвивати благороднi традицiї вiтчизняної медицини, в усiх своїх дiях керуватися принципами людської моралi, завжди пам’ятати про високе покликання лiкаря, про вiдповiдальнiсть перед Народом i Державою.

Способом свого життя підтверджувати поради, які буду давати іншим.

Вiрнiсть цiй присязi клянусь пронести через усе своє життя.

Текст клятвы Гиппократа:

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Новости о: ,

Прокомментировать новость

top