search
top

Человеколюбие по-королевски — пример Павла I для нашего времени


Павел I сумел сделать многое за время своего недолгого правления

В истории было очень много облеченных властью людей, которые, несмотря на свои привилегии, все же пеклись о народе, больше и яростней, чем о своих высокопоставленных (что не равносильно честных в работе) приближенных. Среди них был и Павел I, император Всероссийский, стремления улучшить жизнь народа и соответствующие действия которого должны вдохновлять современных украинских политиков на определенные самопожертвования ради всей страны, а не некоторых индивидуумов.

павел первый в истории

Приближаются очередные парламентские выборы, предвестником которых, как всегда, выступают необыкновенные щедроты, сваливающиеся на украинцев с депутатского/президентского и прочечиновнического плеча: то им понижают кредитные ставки, то закупают необходимый медицинский транспорт. Одни привлекают в свои партии звезд эстрады, другие контратакуют списками, где фигурируют звезды футбола… Одним словом, начинается игра, гонка, битва, за которой приходится наблюдать всей стране.

Демократичное общество несет в себе много благ, но также и много искушений для людей, мягко говоря, не совсем честных. Громко покрывая позором старые времена, и декламируя сомнительные успехи современности, некоторые парламентарии напрочь забывают о людях, которым они обязаны служить верой и правдой.

Казалось бы, в современном мире у руководителей государств и других «органов» больше возможностей соблюдать законы, повышать уровень жизни населения и делать все, для процветания страны, лицом которого является не президент/министр/монарх, а простой человек.

Истории известны личности, которые вопреки расхожему мнению, что для короля государство – это он, искренне пеклись о простом народе. И обратите внимание Империя была намного больше, чем нынешняя Россия или уж тем более «независимые государства». Тогда не было совершенных средств коммуникации и нельзя было в два клика узнать ответ на вопрос — погода Минск. И не было «чрезвычайных» положений по поводу того, что где-то там пошел снег…

Одной из таких неординарных персон выступает император Павел I, царствование которого продлилось чуть больше четырех лет, но при этом успело оставить неоднозначный след в истории. Его рождение было окутано альковными тайнами, которые чуть не стоили свободы, а то и жизни, ему и его великой матери Екатерине. Неоднозначные отношения с императрицей также наложили отпечаток на его личность.

В историю Павел вошел как несдержанный самодержец, способный за мельчайшую провинность сослать весь полк в Сибирь. Это утверждение не далеко от истины. В своих записках полковник Николай Александрович Саблуков указывают на одну интересную особенность – офицеры выходили в караул с определенным количеством денег, дабы не оказаться без средств, если на них падет опала государя и, как следствие, ссылка. Он сам носил за пазухой некую сумму, и не раз одалживал эти средства сослуживцам, которые попадали под горячую руку Павла и были немедленно переведены в другие гарнизоны.

[sc name=»goget» misc1=»Поразительный момент в историографии» misc2=»Представление о двух неудачных императорах — Петре III и Павле I (отец и сын) прочно кочуют из учебника в учебник не подвергаясь ни малейшей критике. Интересно, что советская историография слепо взяла на вооружение сборник анекдотов про Петра III, к примеру, и не сочла возможным отклонится от того потока лжи, который изливался на него. Пролетарские историки, таким образом, следовали курсом намеченным еще пропагандой Екатерины II, нуждающейся в оправдании своего заговорщицкого захвата трона.»]

Павел был эксцентричным человеком, поступки которого иногда не имели логики. Но за годы своего недолгого правления он смог изменить не только моду (военные мундиры офицеров менялись по несколько раз в год, своими указами он водил запреты на ношение той или иной одежды), но и внутреннее настроение самого государства. Он был монархом, которого любили простые люди, и осуждала, если не сказать больше, знать.

Первой заботой для себя, помимо содержания своей армии в порядке, Павел видел заботу о простом человеке. Он издал Манифестом о трёхдневной барщине, запрещавший помещикам заставлять работать своих крестьян более трех дней в неделю, по праздникам и воскресенье. По его приказу были сожжены обесцененные ассигнации на сумму более пяти миллионов рублей, а пуды придворных серебряных сервизов переплавлены на монеты. Он заставил снизить цены на хлеб, повелев продавать его из казенных запасов. Он пытался прекратить казнокрадство. Он упразднил рекрутский набор, который позволял служить и получать жалование еще нарожденным детям. Монарх сузил права дворянского сословия, а в казармы российской армии принес порядок и дисциплину.

Чего стоит его инициатива, которую бы сейчас наши политики окрестили бы «окном доверия». Он приказал сделать окно, в которое любой мог опустить свое прошение. Ключ от комнаты, куда попадали письма, Павел не доверял никому. Он сам спускался в это помещение каждое утро, сам читал письма (или просил секретаря прочесть ему) и сам писал ответы. Если для решения проблемы требовалось вмешательство других лиц – Павел отправлял к ним просящего и настаивал, чтобы последний обязательно уведомил его об исходе вопроса.

[sc name=»goget» misc1=»Главная инициатива Павла» misc2=»Следует упомянуть о главном деянии Павла Петровича. Деянии, давлеющем над историей России до сих пор — принятии Закона о престолонаследии. Этот закон положил конец эвристическим поискам угодного наследника и заговорам дворцовых партий. После него все монархи Империи всходили на трон исключительно в порядке, обусловленным законом. Ирония состоит в том, что этот закон не спас своего создателя. Закон о престолонаследии Империи — самый строгий документ такого рода. Он не допускает ни малейшей степени морганатичности наследника престола, как по происхождению, так и по браку и исповеданию. Если применить его на сохранившихся монархиях Запада, то британская корона будет считаться бесхозным самозахватом, а династия Виндзоров — фикцией, рекламной чепухой. Закон резко сузил количество претендентов на трон и тем самым существенно упростил жизнь Империи. Однако после революции этот же закон уничтожил малейшую возможность на реставрацию монархии. Потомков, которые могли бы принять трон Романовых, не осталось.»]

Он ввел военные суды, ограждающие простых солдат от своеволья начальства, собственноручно срывал эполеты с мундиров нерадивых командиров. В наказаниях он был строг, но справедлив. Под арестом мог оказаться простой рядовой или высокий чин, выходец из известной фамилии – ведь перед Фемидой все равны. Только страх предстать перед таким военным судом сдерживал некоторых офицеров, среди которых были и сыновья Павла, от жестких и очень часто несправедливых расправ над подчиненными.

У Павла была очень тонкая душа. Не может не трогать история, связанная с Анной Лопухиной, к которой он испытывал нежные чувства. В один из вечеров, когда ухаживания Павла стали более настойчивыми, девица призналась в любви к молодому офицеру Павлу Гагарину. Преисполненный рыцарских чувств, царь решил выдать Анну за ее возлюбленного, что и было сделано (хотя этот факт не помешал впоследствии сделать ее своей любовницей).

Павел слыл искренним человеком. Его современники утверждают, что прежде всего он ценил правду и не уважал лицемерие. Он выделял из своей свиты честных людей и доверял им и их окружению, что и погубило его впоследствии.

Предчувствуя, что над ним сгущаются тучи смерти, Павел переехал в Михайловский дворец, который должен был исполнять функции крепости и не подпускать ни одного врага к царственной персоне. За несколько дней до злополучного 11 марта государь прогуливался верхом. Вдруг он остановил лошадь и произнес: «Мне показалось, что я задыхаюсь и у меня не хватает воздуха, чтобы дышать. Я чувствую, что я умираю… Разве они хотят задушить меня?». Именно так запомнил этот момент шталмейстер Муханов, передавший слова царя Саблукову, который и зафиксировал их в своих записках.

В смерть Павла было трудно поверить. Его избитый труп не решались долго показывать, только когда встал вопрос о необходимости присяги новому государю, нескольким солдатом позволили увидеть бездыханного царя. «Умер ли Павел Петрович? Да, крепко умер. Лучше отца Александру не быть…».

Но Павел не был идеален. Он был иногда резок, несговорчив, принимал необдуманные решения, не шел на уступки и очень редко отказывался от своего мнения. В качестве примера можно привести опять-таки отрывки из воспоминаний полковника Саблукова. Очень внимательный к деталям и щепетильный относительно военного дела, Павел после одного из смотров повелел, чтобы все казенные фабрики изготовили сукно одного цвета, дабы форма солдат имела одинаковый оттенок. Он выбрал наугад один из образцов ткани, к которому приложил свою печать, и отправил его вместе с надлежащим указом. Отец автора записок занимал должность вице-президента мануфактур-коллегий. Он тот час же разослал соответствующие запросы, предсказуемый ответ на которые можно передать двумя словами «не возможно». Разгневанный Павел после прочтения письма Саблукова-старшего тот час же повелел его выслать из города и отстранить от службы. Впоследствии эта ситуация разрешилась.

Некоторые усматривают в смерти Павла своеобразное «заказное» политическое убийство, спонсором которого выступала Англия. Незадолго до смерти Павел объявил Англии войну, а также отправил донского атамана с приказом «идти и завоевать Индию» для Франции.

Для современной политической обстановки в Украине совершенно не важны основные мотивы убийства царя. Его срок на троне – четыре года, в течение которых он всеми доступными средствами упростил жизнь народа, за счет которого жил, ел, содержал свой двор. Он избегал лишних трат, остерегался ненужных кредитов, не покупал шикарных ковров по баснословным ценам. Он не увеличивал «бюрократический» аппарат, а сокращал его, а вместе с ним – и затраты на ненужных чиновников.

Сейчас трудно представить власть держащего, который ранним утром открывает свою электронную почту, дабы ответить (не отписаться) человеку, нуждающемуся в помощи.

Может, участь Павла сильно пугает наших политиков и они, боясь гнева современной «аристократии», не спешат переплавлять свои серебряные сервизы в монеты, которые так необходимы для жизни народа, за счет которого они все процветают.

Новости о: , ,

top