search
top

Герой нашего времени — грамотный потребитель?


Окончательное торжество фетишизма

Чемпионат по потребительским знаниям - это что-то выходящее за грани моего представления о том, кого мы хотим вырастить в России. Грамотных потребителей? Как это убого, если подумать... Потребляющий герой нашего времени - наш ли это национальный характер?

россия общество потребления

Курсы школьной программы — вещь политическая. По тому, что в школах государства изучают можно определить — какие вообще граждане нужны данному государству. Велик соблазн повлиять на структуру и предпочтения будущего общества через образование. В двадцатом веке силу образовательных программ поняли очень хорошо и с тех пор практически любой политический режим старается эту силу использовать. Правда на самом деле учащиеся современных школ уже совсем не те, что были полвека назад, и простым изменением в воспитательных и образовательных программах удаётся добиться немного. Однако кое-чего добиться всё же можно.

С 2008 года в Украине повсеместно в школьную программу был введён курс «Основы потребительских знаний». Были оперативно написаны учебники с 1-го по 11-й класс. «Союз потребителей Украины» приветствовал столь прогрессивные тенденции в украинском образовании, посетовав правда на необязательность курса. Министерство образования и науки начало беспрецедентную рекламу внедрения данного курса. И этот энтузиазм можно понять — на внедрение нового предмета в школьную программу некими «иностранными донорами» были выделены приличные деньги, а их, как известно, нужно отрабатывать.

О самом курсе «Основы потребительских знаний» говорили, что он безусловно поможет социализации детей в рыночном обществе, что он очень полезен и развивает самые необходимые «компетенции». В России данный курс начали вводить ещё раньше, на деньги каких «доноров» теперь уже не узнает никто — информации об этом нет. А поскольку страна большая до сибирских регионов данный «курс по выбору» добрёл примерно к 2009 году. Тоже много говорится о чрезвычайной полезности курса. Умения правильно прочитать на этикетке о пищевых добавках класса Е или разобраться в этикетке на покупаемой одежде безусловно воспринимаются как значительно более полезные, чем занание литературы или географии. Действует Всероссийская ежегодная олимпиада потребительских знаний. В Барнауле (Алтайский край) в конце 2010 — начале 2011 года проходит городской конкурс по основам потребительских знаний. Среди участников — лучшие лицеи города.

В защиту потребительских знаний можно сказать, что этот курс так и не вошёл в обязательную программу. И по меньшей мере детям не повредит узнать о правах потребителей. Однако само восторженное к нему отношение говорит о многом. Прежде всего о том, что не только государству, но и самому современному обществу уже не нужны основательные научные знания. Учёные — избранные интеллектуалы постепенно превратятся в касту «знающих», аналогично древним жрецам, а массового интереса к техническому или гуманитарному знанию уже не будет, а дети будут писать сочинение по литературе на тему — «Герой нашего времени — грамотный потребитель».

top