search
top

Черный Лебедь — отзывы о последнем шедевре Аронофски


Черный Лебедь в сером потоке бытия

Сыграть Черного Лебедя и умереть. Великолепная картина с лучшими актерами, созданная неповторимым режиссером, который стал культовым для нашего поколения.

фильм черный лебедь отзывыОписание иллюстрации: черный лебедь фото.

Фильм Черный Лебедь получил лучшие отзывы из всех картин в 2011 году. Санктум даже и на половину не приблизился к пьедесталу Черного Лебедя. Великолепная игра актеров, захватывающий и жизненный сюжет, а также режиссура мирового уровня. Итак, сюжет -старательная балерина Нина (Натали Портман) готовится к премьере «Лебединого озера», получив в постановке партии обоих лебедей. Проблема в том, что, согласно замыслу режиссера (Венсан Кассель), для роль Черного лебедя отличнице Нине надо разбудить свою темную сущность. Что она с успехом и делает.

Нина — труженица станка и пуанта — увлечена в этой жизни исключительно балетом. Живет с мамой и мягкими игрушками. Утром едет на метро в театр, вечером — обратно. Хорошая, послушная девочка, никаких слабостей. Разве что иногда расцарапывает себе спину в кровь. Ну, просто Нина считает, что из спины у нее лезут лебединые перья.

«Черный лебедь» задумывался Аронофски как рифма к «Рестлеру»: тоже история про самоуничтожение ради искусства. То, что классический балет принято считать более высоким жанром, чем рестлинг, а расплывчатый Микки Рурк с Натали Портман вроде бы не слишком похожи — не суть. Когда балетная прима, багровея от смущения, выговаривает, что стремится к «совершенству», — это примерно о том же, что и кряхтящий от напряжения пожилой человек в блестящих колготах. Даром, что «Рестлер» был рассказан языком производственной драмы, а «Черный лебедь» — языком «все, что вы хотели знать о манипуляциях зрительским сознанием, но боялись спросить». Проводя предсказуемую птичью аналогию, «Черный лебедь» стараниями Аронофски — как гнездо сороки: бусинки, перышки, блестки. Все, что хочется видеть в кино: «Шоугерлз» от классического балета встречают «Муху» Кроненберга, интриги, безумие, лебединые перья, демоническая хичкоковская мама главной героини, Мила Кунис и Натали Портман целуются. «Черный лебедь» — вне категорий вкуса, вне деления на высокие и низкие жанры, вне градаций «А», «Б» и «Ц». Из типовых жанровых кубиков (цветастый фильм-балет, мелодрама с фрейдистским уклоном, триллер про насекомых) Аронофски составляет конструкцию, которая, кажется, тянет на вечную. Жонглирует какими-то недорогими стразами, а получается алмазный фонд.

Самое глупое, что можно сделать с этим фильмом — это попытаться обвинить его в пошлости или вторичности. «Черный лебедь» — кино, которое с равным успехом можно сравнивать с классическими «Красными башмачками» 1948 года и «Дневниками красной туфельки» в субботнем телеэфире (что с успехом и сделали в The New York Times), — и то и другое будет верно. Аронофски, которому после всех аплодисментов и освистываний уже никому ничего не нужно доказывать, в «Черном лебеде» удалось сделать кое-что очень важное: вернуть очевидно авторскому, недетскому и немассовому кино непосредственность. Разделения, при котором арткино — это когда нужно морщить лобик, а за всем остальным — к комиксам, роботам, вампирам и старшеклассницам, больше нет. «Черный лебедь» можно смотреть как захватывающий триллер о безумии или мелодраму о стройненьких танцовщицах. А можно видеть в нем высказывание о природе искусства и цене, которой оно дается. Стоит ли стремление к совершенству развинченного сознания, связи с реальностью, жизни? Особенно если вспомнить, что под совершенством имеется в виду спектакль про заколдованную птичку. Естественно, никаких ответов не будет, но вообще если вопросы задает человек, который в фильме «Фонтан» вместо компьютерной графики использовал макросъемку химических реакций, со стремлением к совершенству у него, кажется, все в порядке.

Новости о:

top