search
top

Оскар 2010: неожиданный финал


Оскар 2010 закончился провалами мажоров

Вручение премии Оскар 2010 стало наиболее скандальным в истории американского кинематографа, провалился фильм Аватар.

Оскар 2010 оказался настолько непредсказуем, что и говорить страшно. Огромнейшие бюджеты проигрывали человечности, чувственности и скрытому мастерству. Аватар провалился, бесславные ублюдки обесславились, а мультфильм для умных обогнал все высокобюджетные 3-д постановки. Мало того, в финале сражались экс-супруги Кэмерон. Итак, «Аватару» по факту досталось всего три статуэтки из девяти — за лучшие декорации, операторскую работу и, само собой, визуальные эффекты. «Повелитель бури», снятый бывшей женой Кэмерона Кэтрин Бигелоу, удостоился в два раза больше призов.

Сначала фильм получил «Оскары» за лучший сценарий, монтаж, звуковой монтаж и сведение звука. А потом в ход пошла тяжелая артиллерия.

В результате, Кэтрин Бигелоу, автор таких известных зрелищных картин, как «На гребне волны» и «К-19», стала первой женщиной, удостоенной награды Киноакадемии за режиссуру. Через считанные минуты красавица Бигелоу уже потрясала в воздухе и «Оскаром» за лучший фильм года и произносила со сцены правильные антивоенные слова. Премьера картины состоялась почти полтора года назад на фестивале в Венеции, с тех пор ее мало кто видел: фильмы на иракскую тему до сих пор не пользовались зрительской популярностью.

Название этого великолепного военного триллера следовало бы перевести как «Вещи погибшего», ибо Hurt Locker — на военном слэнге это ящик, в который складывают личные вещи погибшего для отправки родственникам. Смерть ходит по пятам героев этого электризующего фильма, поскольку они саперы, проявляющие в Ираке героизм за гранью разумного, находящие истинное «упоение в бою», «животные войны», не мыслящие себя на гражданке. Эта жесткая, гиперреалистическая картина — о том извращенном удовольствии, что испытывают от войны отдельные индивидуумы, находящиеся в постоянном поиске адреналина. Это одна из причин, почему войны всегда были и будут, — пишет КП.

Кое-что на этой революционной во многих смыслах раздаче слонов было и предсказуемо. Так, «Оскары» за лучший мультфильм и лучшую музыку достались трехмерной анимационной картине «Вверх» от студии «Пиксар», производительницы таких анимационных хитов, как «Рататуй» и «Валл-И». Главный герой фильма – бездетный старик, вся жизнь которого прошла в мечтах о приключениях в Южной Америке. Обаянию и юмору этого мультфильма действительно совершенно невозможно сопротивляться. Как и его пугающему техническому совершенству: реакции и эмоции персонажей выписаны настолько реалистично, мультипликационные герои настолько сочно и подробно «сыграны» компьютерными художниками, что невольно задумываешься о том, что никакой актер, пожалуй, лучше бы не сыграл.

Знаменитый дизайнер по костюмам Сэнди Пауэлл в третий раз удостоилась «Оскара» за работу в картине «Молодая Виктория» — также весьма предсказуемо.

Не стало большой неожиданностью и то, что блестящий американский актер Джефф Бриджес отвоевал «Оскара» за мужскую роль у Джорджа Клуни, Моргана Фримена и Колина Ферта. Человек, которого знают во всем мире, как Большого Лебовского, слывет одним из самых заслуженных и при этом недооцененных голливудских актеров. За роль ветерана-музыканта в стиле кантри, сыгранную им в картине «Сумасшедшее сердце», Бриджес был номинирован в пятый раз и, наконец, не ушел с пустыми руками. То, что песня из этой картины, тоже потрясла Академию, также не удивительно.

А вот снова сюрпризы: приза в категории «лучший зарубежный фильм» в обход таких каннских тяжеловесов, как «Пророк» и «Белая лента», удостоился неочевидный аргентинский фильм «Секрет ее глаз» (El secreto de sus ojos) Хуана Хосе Компанеллы. Этот великолепно сделанный фильм-расследование — поэтичное, ироничное, нарочито литературное кино, сделанное с умением, свойственным только лучшим американским триллерам 1970-х годов, хотя и нисколько на них не похожее. Латиноамериканское кино сейчас переживает невиданный бум, так что «Оскар», выписанный аргентинской картине кажется символическим жестом.

Неожиданностью стало и награждение Сандры Буллок за роль в картине «Вслепую» (также номинировались Мэрил Стрип и Хелен Миррен за роль Софьи Толстой) . До сих пор она считалась коммерческой, комедийной актрисой. Все изменила роль белой женщины, ставшей матерью черному парню. Надо ли говорить, что эта номинация для 46-летней Сандры стала первой?

В этом году «Оскар» откровенно вышел за очерченные границы голливудской номенклатуры. Множество статуэток ушло в руки людей, не только никогда не получавших высшую премию Американской киноакадемии, но ни разу даже не номинировавшихся.

Так, награду за лучшую мужскую роль второго плана не мог не получить изумительный австрийский артист Кристоф Вальц – лучшее, что есть в фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки», где он сыграл обходительнейшего полковника СС Ханса Ланду. Актер, еще недавно прозябавший в немецких телесериалах, в одночасье взлетел на самый верх кинематографической пирамиды — все благодаря уникальному чутью на актеров, свойственному Тарантино. Ближайшими конкурентами Вальца были Мэтт Дэймон (номинировался за «Непокоренного» Клинта Иствуда), Вуди Харрелсон (за роль в отличной военной драме «Посланник») и ветеран Кристофер Пламмер, сыгравший самого Льва Толстого в картине «Последнее воскресение».

За оригинальный сценарий приза тоже удостоился новичок, журналист Марк Боул – толчком к работе над картиной Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури» послужила его статья в журнале «Плейбой», посвящанная работе американских саперов в Ираке. Боул обошел в своей номинации таких зубров, как Квентин Тарантино и братья Коэны, представлявшие, кстати сказать, совершенно гениальный фильм «Серьезный человек». Тоже и с монтажерами «Повелителя бури». И с авторами фильма «Убежище», удостоенного «Оскара» как лучший документальный фильм. Да и с самой Бигелоу!

Наград за лучшие короткие мультфильм и документалку, как и за лучшую игровую короткометражку, удостоились дебютанты в первой своей номинации. Впервые были номинированы и победившие в своей категории гримеры фантастического блокбастера «Звездный путь», и чернокожий автор адаптированного сценария «Драгоценная» («Тужься») Джеффри Флетчер. Певица и телеведущая Мо’Ник, сыгравшая в этом фильме маму страдающей ожирением афро-американской тинэйджеровки, тоже впервые выбилась в номинацию – и сразу же выиграла «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана! Даже оператор Мауро Фиоре, получивший за «Аватара», никогда не номинировался на «Оскара» до сего дня.

Всегда озабоченный притоком свежей крови Голливуд в ближайшее время может сильно не беспокоиться: недостаток высококвалифицированной и высокоталантливой рабочей силы ему явно не грозит.

Новости о: ,

top