search
top

И были они жирные и косоглазые…


Индустрия 3D крайне вредна зрению и пространственному восприятию мира

Непроверенные и дефективные технологии легко продавливаются потребителям под воздействием рекламы и пропаганды. Дополнительный рынок, дополнительные прибыли.

3d телевидение отзывы

Технология, лежащая в основе нового витка интереса к телевидению — достаточно старая. Она была разработана в далеких семидесятых годах и с тех пор не претерпела никаких изменений. В разные годы ее пытались оживить, но сталкивались с проблемами, которые и сейчас остаются нерешенными. В рамках того метода, который применяется для создания трехмерной иллюзии сейчас их решение строго говоря невозможно.

В ходе формирования трехмерной иллюзии на каждый глаз транслируется отдельное изображение, формирующее стереопару. Разум человека домысливает стереопару до пространственной сцены. Чтобы процесс шел постоянно, без мигания, достаточно, чтобы каждый глаз постоянно видел свою часть стереопары. Для решения этой задачи существует несколько подходов.

Классический способ — самый дешевый

Очень просто сделать стереопару, если левый глаз будет изображение в красном цвете, а правый — в зеленом. Или наоборот. Цвета взаимно исключают друг друга — и правый глаз не видит изображение левого. Левый — правого. Там где происходит наложение цветов нужно выводить градации серого. В результате на плоской поверхности у носителя специальных очков возникает иллюзия пространства.

Метод дешев, но не обеспечивает цветного изображения. Иллюзия получается черно-белой. Это малоподходящий формат для развлекательных передач. Некоторое количество картинок в этом формате опубликовано в сети в виде стереопар. Если у вас бесплатный интернет работает достаточно быстро, можете поискать.

Дорогой и более-менее полноценный способ

Этот подход основывается на трансляции на каждый человеческий видеоканал отдельного изображения. Реализован он в шлемах виртуальной реальности и до сих пор остается громоздким и сложным. Его воплощение так и не пошло в массовое производство и ограниченно военными и инженерными hi-end решениями. Обладает неприятной особенностью — для формирования стереопары необходимы очень качественные матрицы и оптика. Еще одно обстоятельство — необходимость специального программного обеспечения. Отсутствие обратной связи вестибулярного аппарата и зрительного приводит к тому, что пользователи данных устройств часто испытывают расстройства соизмеримые с морской болезнью.

Потребительский способ — его сейчас продвигает Голливуд и производители телевизоров

Он состоит в том, что поверх обычного LCD-телевизора ставится слой, который способен менять поляризацию. Применяются очки, которые синхронно переключают изображение то на правый глаз, то на левый. Если делать это достаточно часто (60 Гц) то иллюзия будет вполне стабильной. В этом подходе хорошо все — низкая стоимость, отсутствие полного погружения, незначительные производственные затраты. Но есть существенные изъяны. И несмотря на это препятствие производители техники и фильмов (а это, благодаря Sony часто одно лицо), форсируют переход мира на 3D.

В основе этого процесса лежит элементарная жадность. Маркетология живет вокруг слова «новый». Ничего нового в телевидении с момента первой цветной передачи не произошло. Да, вот недавно немного разрешение экрана подросло. Не так чтоб революционно, да? 3D же предлагает потребителям абсолютно новые ощущения — это действительно «новое» в технике, пусть и достаточно старое в идейном отношении. Производители фильмов-сказок (именно они, да «белые листы» комедий являются сейчас ведущими по кассам) кинулись придавать своим шедеврам объем. Успех Avatar оказал содействие сомневающимся. И пошло — 3D фильмы, 3D телевидение, 3D спутниковое вещание, 3D игровые приставки.

Только вот есть несколько существенных «но». Способ формирования изображения, принятый в этом способе никогда не будет совершенен. Всегда будут артефакты, ложные ощущения, усталость глаз, расстройство вестибулярного аппарата. Любой оптометрист может объяснить почему. И дело не в «дешевости» или «дороговизне» модели — дело в принципе. Неполноценная и неточная иллюзия требует значительного напряжения зрения и мозга для «доведения» ее до полноценности объемной сцены. Эта работа не проходит бесследно. В тоже время технология была представлена потребителям без малейшей экспертизы ее безопасности — о том, чтобы ее не было позаботился Голливуд и Япония. Вместо полноценного исследования производители ограничиваются мелкими буквами о том, что детям 3D не рекомендуется, а у взрослых возможны расстройства восприятия, тошнота, потеря остроты зрения. Все в очень, очень сглаженной, коммерческой форме.

Серьезных исследований не проводилось — их некому финансировать. Зато известно по опросам, что каждый четвертый пользователь испытывает негативные ощущения после киносеанса. И каждый пятый — вообще не способен погрузится в иллюзию достаточно глубоко. Кстати эти люди — это те, кто обладает априорно хорошим зрением и пространственным восприятием. Их разум не приемлет подделки и протестует — в результате чего иллюзия разрушается. Наличие комнаты, окружающих предметов блокирует изменение фокусного расстояния — или заставляет все время держать экран в «полуфокусе». Это неистрибимая особенность технологии.

Можно с легкостью предположить, что будущие поколения, взращенные на 3D-мультиках и сказочках будут иметь значительные дефекты зрения, и благодаря привлекательности иллюзорного мира еще больше времени проводить перед телевизорам. Рисуется образ близорукого, косоглазого и жирного человека из будущего.

Если не хотите присоединится к такому будущему — не стоит покупать 3D телевизоры.

Новости о: , , , ,

top