Большой адронный коллайдер будет запущен в ближайшие дни

Общественность опасается необратимых последствий запуска БАК

Большой адронный коллайдер планируют запустить на этой неделе, и уже ближайшие дни начнутся первые проверки систем впрыска протонов.

Большой адронный коллайдер (БАК) – самый дорогой физический прибор и самый большой ускоритель элементарных частиц в истории человечества, построенный на территории Швейцарии и Франции исследователями центра Европейского совета ядерных исследований CERN, впервые был запущен в сентябре 2008 года. Однако через несколько дней после запуска он был остановлен из-за аварии.

По словам Джеймса Гиллеса, представителя CERN Bulletin официального издания Европейской организации ядерных исследований, в уже ближайшие дни начнутся первые проверки систем впрыска протонов. На сегодня специалисты CERN завершили охлаждение всех восьми секторов Большого адронного коллайдера до рабочей температуры — 1,9 Кельвина (271 градус Цельсия ниже нуля), затем на магниты будет подано напряжение, начнутся проверки систем коллайдера, в частности, системы впрыска протонов в кольцо ускорителя.

В 27-километровом кольце коллайдера будут сталкиваться пучки протонов, разогнанные до почти световой скорости. Их энергия столь высока, что необходимо использовать сверхпроводящие магниты, чтобы удержать частицы в кольце. Процесс охлаждения секторов коллайдера, в которых находятся более 1,7 тысячи магнитов, занял около месяца. «Как только сектор достигает рабочей температуры, на магниты подается напряжение.

Три сектора сейчас проходят проверку при токе 2 килоампера в главных цепях, а три — при более низком токе. В течение будущих нескольких недель, группа подготовки аппаратуры будет постепенно увеличивать силу тока во всех секторах, пока они не достигнут 4 килоампер и, в конце концов, 6 килоампер», — говорится в сообщении на сайте CERN Bulletin.

В связи с аварией, выведшей Большой адронный коллайдер из строя спустя всего 9 дней после запуска, весь план работ на 2008-й и 2009 годы пришлось пересмотреть. В результате работы на Большом адронном коллайдере в первой половине 2009 года были так или иначе связаны с устранением последствий аварии. Они включали в себя:

• Ремонт поврежденных магнитов и их установку обратно в туннель (завершено в апреле). С февраля началось восстановление инфраструктуры сектора 3–4 (электрические контакты, вакуумная техника, системы охлаждения); работы были завершены в июне.

• Проверку всех электрических контактов, несущих высокий ток, во всем LHC и внедрение новой системы слежения за перепадом напряжения в реальном времени. Эти меры должны устранить опасность повторения такой аварии.

• Механическое укрепление опор магнитов, а также установка новой системы клапанов, позволяющих сбрасывать высокое давление в том маловероятном случае, если сопоставимая по масштабу авария всё же произойдет.

Кроме того, в ходе проверок было выявлено еще несколько дефектных контактов в других секторах коллайдера, из-за чего их тоже пришлось прогревать до комнатной температуры и ремонтировать или даже менять магниты.

Значительная доля внимания со стороны представителей общественности и СМИ связана с обсуждением темы катастроф, которые могут сопутствовать новому введению в строй БАК. Наиболее часто обсуждается опасность возникновения микроскопических чёрных дыр с последующей цепной реакцией захвата окружающей материи, а также угроза возникновения страпелек, гипотетически способных преобразовать в страпельки всю материю Вселенной.

Однако ученые надеются, что БАК поможет им дать ответы на неразрешимые вопросы общей теории относительности и квантовой теории поля, понять, как взаимодействую между собой материя и энергия, обнаружить бозон Хиггса, и, возможно, открыть путь к путешествиям во времени

Ранее CERN принял решение, что новый запуск коллайдера состоится лишь на половине проектной энергии — 3,5 тераэлектронвольта на пучок вместо 7 тераэлектронвольт на пучок, что дает энергию столкновений лишь 7 ТэВ, а не проектные 14 ТэВ. Но физики отмечают, что и на этой энергии цель создания коллайдера — обнаружение бозона Хиггса, частицы, отвечающей за массу всех других элементарных частиц, — может быть достигнута.

Новости о: ,