Есть ли жизнь на Марсе: послесловие

Жизнь на Марсе и ее последствия

марсианские страсти

Есть ли жизнь на Марсе? Вопрос, волновавший не только советского человека, но и любого мало-мальски одаренного талантами мечтателя. Промежуточные результаты работы марсохода Curiosity американского космического агентства NASA можно без преувеличения назвать впечатляющими и дающими надежду на то, что наш “красный сосед” может быть колонизован землянами. Конечно, если последние отбросят свою социально-экономическую “дурь” и займутся тем, что является настоящим предназначением человека — познанием и разумным преобразованием мира.

Напомним, что марсоход Curiosity, имеющий размеры легкового автомобиля, был доставлен на Марс и 6 августа 2012 года спущен в кратер Гейбла, который, по мнению ученых, в далеком прошлом был дном марсианского моря.

Как заявил научный руководитель марсианской миссии NASA Джон Гротцингер, марсианский кратер Гейла является самым пригодным для жизни человеком местом, которое выявлено на данный момент за пределами Земли. “Если бы вы оказались там, то могли бы пить марсианскую воду”, — заявил ученый. Правда, это было 3 миллиарда лет назад, но полученные Curiosity данные дают основания надеяться, что колонизация Марса землянами возможна.

В течение последних 3 миллиардов лет Марс, масса которого в десять раз меньше, чем у Земли, по непонятным причинам, стал холодным и сухим. Недра планеты остыли, вулканы перестали извергаться, большая часть атмосферы улетучилась, после чего поверхность истрепалась под обстрелом радиационных лучей, а вода, замерзнув или испарившись, затерялась в космосе.

Надежды на возможность освоения Марса дали результаты 7-сантиметрового бурения в скальном грунте, выполненного марсоходом, а также общие исследования кратера. Выяснилось, что в кратере Гейла 3 млрд. лет присутствовала вода, о чем свидетельствуют остатки системы речных русел и частицы глинистых минералов, образование которых невозможно без воды. По словам Гротцингера, марсианская вода стояла в кратере Гейла довольно долгое время в геологическом или, если так можно выразиться, “марсологическом” измерении; она была pH-нейтральной, не была слишком соленой, и ее было бы достаточно для жизни микроорганизмов, если бы они в ней были.

Кроме того, на Марсе есть все основные составляющие сложных органических соединений: сера, азот, водород, кислород, фосфор, углерод. В марсианском грунте обнаружены окислы, в частности, сульфаты и сульфиды. Это говорит о наличии в этой среде электрохимических процессов, которые на Земле некоторые микроорганизмы используют как источник энергии.

Привычный нам красный цвет Марса был таким не всегда. На дне кратера обнаружены серые, как цемент, камнеподобные глинистые породы. А рентгеноспектральный анализ покрывающей сейчас Марс красной пыли указывает, что по химическому составу она похожа на базальтовую лаву, вытекающую из земных вулканов.

Одним из важнейших результатов ученые считают тот факт, что радиоактивность на Марсе такая же, как в межпланетном пространстве, и это создает дополнительные возможности для будущих исследователей и колонистов планеты. Конечно, межпланетное пространство изобилует опасным для жизни человека излучением, защищаться от которого уже научились, обеспечивая выход космонавтов в открытый космос в скафандрах. Но хорошая новость в том, что на Марсе нет дополнительных местных источников любых видов опасных для человека лучей, и это позволит существенно упростить системы защиты от излучения при колонизации.

Для подтверждения полученных результатов Curiosity выполнит еще, как минимум, один сеанс бурения рядом с местом проведения предыдущего опыта — на Плите Клейна в 500 метрах западнее от места посадки марсохода. Но эта задача отложена на начало мая, поскольку в апреле связь с марсоходом прервется из-за того, что Марс зайдет за Солнце.

Кроме того, исследователи NASA готовятся к осуществлению еще одного увлекательного эксперимента. Они намерены отправить Curiosity к горе Mount Sharp — самому загадочному объекту, возвышающемуся в центре кратера Гейла.

Остается ожидать новых захватывающих вестей с Красной планеты.

Новости о: ,