search
top

Два Александра и курицы


Курицы, клопы и больницы - что можно сделать из этого набора?

Человечество долго и тщательно подготавливало себе нового врага. Почти сто лет его тренировали, отбирали лучших, отсеивали непригодных. В результате возникла сильная комбинация - неистребимые бактерии верхом на бессмертных клопах. Жаль только что зомби в этом сценарии нет.

стафилококк и клопыОписание иллюстрации: В пути я занемог. И все бежит, кружит мой сон. По выжженным полям. Источник иллюстрации: berserk.ru

Постельные клопы известны человечеству много веков. До войны они представляли серьезную опасность и источник серьезных бытовых проблем. Хозяйки вынуждены были обогащать свой календарь регулярными работами по выявлению их гнезд и борьбе с ними. Лучшим средством был керосин — он не токсичен, его действие основано на том, что тонкая пленка нефтепродукта перекрывает дыхательную систему клопа.

Для начала отметим, что российские психологи недавно выдвинули интереснейшую гипотезу относительно причин возникновения болезней. По мнению специалистов психоанализа, болезни рождаются у нас в мозгу. Что ж, может и так, а мы приступим к рассуждениям. Стафилококк известен тоже с древнейших времен. Его открытие, которому мы обязаны сэру Александру Огстону, привело к доказательству того, что медики интуитивно понимали и ранее — за разными болезнями и симптомами зачастую стоит один и тот-же возбудитель. Великое множество заболеваний человека — плод незаметного труда нескольких видов стафилококка. Из них самый известный — золотистый стафилококк. С ним мы от колыбели до могилы и лишь вопрос времени и факторов, обострится ли заражение в виде прыщей, нарывов или чего похуже.

Два эти организма — стафилококк и клопы — шли друг к другу долгие десятилетия, чтобы образовать сочетание, которое уже изрядно «испугать ученых», как пишут обычно в таких случаях. Причем все годы сближения и эволюции их стыковкой управлял человек.

Супер-клоп

В конце пятидесятых годов человек практически избавился от клопов. Произошло это потому, что появился универсальный биоцид — ДДТ (Дихлор Дифенил Трихлорэтан). Такого эффективного яда планета не видела. Адаптация к нему невозможна. Смерть от него — для всех видов насекомых и клещей — мгновенна. Под бытовым названием «дуст» его применяли везде где можно. К сожалению, и где нельзя тоже. С помощью ДДТ убили клопов — они стали редким видом, их можно было найти только в каких-то изысканных и богемных малинах. В Москве великое их множество водилось в районе старой застройки в районе Преображенского кладбища. В остальных местах с ними было туго. ДДТ в значительной степени способствовал победе не только над клопами, но и над вшами, малярией…

Эйфория была повсеместной. Порошок убивал все, что так давно ненавидел человек. Малярия, убивавшая миллионы людей в тропиках была снесена за пару лет. Тиф ушел в историю.

Вместе с тем, применение ДДТ зачастую было неоправданно массивным. Известны случаи отравления им, негативного и сплошного влияния его на окружающую среду. В 70-х годах ДДТ заклеймили позором и запретили его производство на международном уровне.

Этому способствовала интенсивная кампания в прессе и в коридорах власти. Осуществляли ее «экологи» и «зеленые». Гораздо важнее — спонсорами этой программы были… производители ДДТ. Удивлены? Ничего удивительного — именно химические концерны, которые производили ДДТ были недовольны успехами своего детища. ДДТ настолько хорош и настолько дешев, что его производство можно наладить в отсталых районах Конго при помощи двух стальных бочек (фигурально). Кто будет покупать дорогие патентованные яды, если есть ДДТ? Никто. Успех ДДТ практически лишил производителей прибыли. А это — нехорошо.

Итак, в 70-е годы ДДТ оказался запретным порошком. Это не вызвало немедленного всплеска в популяции клопов, вшей и прочей гадости. Велик был кумулятивный эффект на популяцию вредителей от предыдущего воздействия ДДТ, некоторой эффективностью обладали и новые синтетические пиретрины (препараты сходные с вытяжкой ромашки лекарственной).

Беда только в том, что к препаратам пиретрума клопы, блохи и вши постепенно, поколение за поколением, приспосабливались. Особо усугубилась ситуация после очередной «зеленой» революции — когда был прекращен выпуск хлорофоса, дихлофоса, карбофоса. Сейчас в магазинах можно купить «дихлофос» — и если внимательно посмотреть на этикетку, можно обнаружить, почему он совершенно не действует. Оказывается, это теперь просто торговая марка, а содержание баллончика — все те же «цветы и травы» на основе ромашки. Это подделка, строго говоря, ничего общего с фосфор-органическими инсектицидами, кроме названия, не имеющая.

В конце 2000-х годов выросло поколение клопов, которое почти не страдает от препаратов ромашки. Соответственно весь арсенал, который домохозяйка может купить для борьбы с ними — это пшик. В прямом и переносном смысле.

Клопы начали шествие по миру. Сначала они взяли Нью-Йорк, потом – Париж. Они напали и на Москву, но та пока обороняется. На очереди – Берлин и Рим.

Источники Reuters в муниципальных службах Парижа сообщили, что количество экстренных операций по обезвреживанию клопов резко возросло – до 600 случаев в этом году. Но проблема куда больше. Более того, клопы быстро расползаются по всей Франции. Агентство приводит интервью дезинфектора, в котором говорится о том, что резкий рост численности забытых врагов начался в 2007 году.

Власти Парижа тщательно скрывают факт заражения клопами отелей и общественных мест и вообще не желают комментировать эту проблему. Понятно, что это существенная опасность – для города, значительная часть дохода которого базируется на туризме.

Итак, это была история клопов. Супер-клопов, если быть точным.

Супер-бактерия

Со стафилококком тоже было интересно. Открытие антибиотиков привело к тому, что прежде неизлечимые болезни вылечивались одним уколом. Тогда, когда Александр Флеминг открыл пенициллин в 1928 году, и особенно после того, как его научились массово синтезировать, казалось, что все болезни победимы. И так оно и было — некоторое время. Но бактерии гораздо быстрее адаптируются к изменению окружающей среды. Поэтому пенициллин перестал действовать химики синтезировали новые и новые антибиотики — поколение за поколением.

Особым местом для селекции штаммов всегда оставалась больница. Разные антибиотики, разные пациенты, разные штаммы встречались в одном месте. В результате в этой среде выживали только самые устойчивые, самые злостные возбудители, в том числе и штаммы золотистого стафилококка. В больницах, особенно роддомах, для борьбы с больничными штаммами применяют специальные препараты (вроде триклозана), хлорамин и прочее. В конце концов наши маленькие друзья научились есть и эти блюда. Поэтому самым эффективным способом профилактики больничных штаммов остается карантин. Так, роддома просто закрывают на месяц другой. За это время фауна подыхает своим ходом — стафилококк к счастью не имеет спор и нуждается в носителе.

Вне больницы такие штаммы не циркулировали — то, что бактерия может жить в невероятных токсичных условиях, питаясь антибиотиками, не дает ей конкурентных преимуществ «на воле».

Не дает? Не давало! И тут время вспомнить о еще одном прогрессе. Рост населения, его все большая прожорливость требовали радикальной смены модели производства пищи. Результат — формирование промышленной культуры выращивания птицы, КРС, свиней. Бедные люди, а большинство населения планеты — бедное, знают одно мясо — курятину. Ее производство обходится в копейки и прежде всего потому, что куры в биотехнологическом цикле моментально набирают вес, мало болеют и вообще представляют идеальную культуру для зарабатывания денег. А их, как известно, гораздо проще заработать на бедных, чем на богатых.

То, что вы покупаете в магазине — менее чем двухмесячный цыпленок. Городские жители, не видевшие птичьего двора, могут даже не удивляться этому обстоятельству. Туша, которая лежит перед вами на тарелке семь недель назад была яйцом. Если вы были в деревне — вспомните как выглядят традиционные цыплята в два месяца. Есть у него нечего — это «поршок».

Биотехнология, творящая чудеса базируется на применении гормонов, антибиотиков, интенсивных кормов. Антибиотики в этом вопросе — ключевой фактор. Они снижают смертность в том аду, в котором вырастает бройлер. Мясо забитого бройлера содержит антибиотики. Мясо бройлеров содержит и гормоны. Люди потребляют и то и другое вместе с дешевым биотехнологическим материалом, который помпезно называется «охлажденное куриное филе» и который по сути можно описать как «волокнисто-белковый субстрат розового цвета с высоким содержанием биологически-активных веществ». Результат потребление этой дряни?

Американцы. Давайте не осуждать их. Они едят те же помои, что и мы. Очень скоро нас будет отличать только то, что мы их презираем, за то, что они жирные и дряблые. А они нас — за то, что мы жирные и дряблые. Разница будет только в названии.

Итак, присутствие фоновой концентрации антибиотиков дало больничным штаммам ранее невиданное преимущество — они получили его перед обычными штаммами стафилококка. В результате в совершенно далекой от больничной среде начали все чаще находить больных, зараженных золотистым стафилококком MRSA, VRSA, GISA. Чем опасны мультирезистивные штаммы? Очень просто — они не лечатся. Смертность от них — высочайшая. Можно сгнить заживо. Так и делают — все больше и больше людей, прежде всего в США. США здесь просто опережает время, но ненадолго.

Соединяем вместе

Некоторая сложность, которая не позволяет штаммам стафилококка «захватить мир» и враз превратить его в пустыню, состоит в том, что вообще говоря у стафилококков плохо с распространением. Ему нужен транспортный агент. Особенностью бактерии является ее неподвижность, неспособность долго ждать хозяина во внешней среде. Для ее распространения нужен носитель.

В Канаде обнаружены постельные клопы, зараженные золотистым стафилококком, устойчивым к антибиотикам. Их нашли в Ванкувере. Микробиологи исследовали нескольких носителей, привезенных в больницу вместе с заболевшими из бедного района города. Пока неизвестно, в больнице ли клопы подхватили «боевую загрузку» стафилококка или в жилищах больных. Но то, что произошло доказывает, что сам процесс возможен, а значит повторим в других случаях. Потенциально, для бедных и скученных районов проживание людей — это огромная угроза. Кроме того клопы — теперь уже не проблема бедности. Это проблема всех — теперь они живут даже в фешенебельных магазинах Нью-Йорка. Теоретически, получение достаточного количества резистивного стафилококка может вызвать очень быстрые и крайне неприятные последствия — вплоть до смерти. Переночевал в гостинице — отвалилась нога, грубо говоря.

Т.е. время беспокоится, вы поняли?

Новости о: ,

top