search
top

Стальной апокалипсис изможденной экономики


Нет больше места королям

Новости Украины. Это чувствуют “короли стали” с Кабмином и ищут, как сохранить объем потребления ее на внутреннем рынке. Отсюда идеи: устроить Олимпиаду в Украине, построить флот, перестроить железные дороги, покрыть страну вертолетными площадками и завершить все стройки жилья.

все могут короли

Украина — страна сырьевая. Украина — страна сырая. Эти два утверждения четко могут обозначить дальнейший ход истории, в частности политическо-экономической. Неизвестно, какую смену эпох пророчил на 2012 г. календарь майя, но эпоха “королей стали” в 2012 г. закончится однозначно. В память о ней останутся “Донбасс-Арена”, церкви, супермаркеты, пышные особняки и долгострои жилья, перестроенный на скорую руку НСК «Олимпийский», великие бразильцы ФК Шахтер и аргентинцы Мирона Маркевича — собственно все, больше гордиться нечем. Впрочем, не все… Кому-то достанутся — приятные воспоминания в виде счетов в оффшорах, вилл на теплых морях и квартир в Лондоне.

Начавшийся в сентябре спад на мировых рынках спроса на металл, повторяя спад осени 2008 г., привел к падению цен на него. В сентябре цены на экспортируемую Украиной металлопродукцию упали в разных ее группах от 2 до 15%, и их падение продолжается. В сравнении с августом, цены на стальную заготовку на Лондонской бирже в ноябре упали с 610 до 530 долларов за тонну. На Шанхайской бирже цены на арматуру упали не сильно — с 735,7 до 718,8 доллара за тонну, но весомо на горячекатаные рулоны — с 760—780 до 610—620 долларов за тонну, а в ЕС с 530—540 до 480—500 евро за тонну.

Обращаю внимание, что Украина к спаду 2008-го года подготовилась худшим образом. В 2005 году власти не только не уделяли должное внимание основным экспортным областям, но и декларировала совершенно фантастические планы по деиндустриализации страны. Никто иной, как тогдашний президент Виктор Ющенко заявлял о том, что «тяжелая промышленность» — это не круто и не модно, что надо развивать легкую и высокоточную промышленность. Но ни той, ни другой не появилось — зато металлургии и химии был нанесен страшный, непоправимый удар после заключения кабальных газовых договоров с «Газпромом».

Существуют большие сомнения в том, что наша легкая промышленность может быть конкурентоспособна на мировом рынке. Диктат производителей здесь принадлежит азиатским странам и нам никого не удастся добиться уровня рентабельности производства там. Посмотрите на любой рынок — к примеру на такой товар как одежда для новорожденных. Откройте сайт www.baby-full.com.ua и посмотрите сколько там хорошей одежды. Для того, чтобы так шить нужна рентабельность и объемы. Объемы нам никто не даст выпустить, поскольку рынок хорошо охраняется его участниками. А высокой рентабельности у нас быть не может, так как Украина — страна высоких зарплат, стандартов и затрат. Не привыкли так расценивать свою страну? Ну чтож, сравните с производителем текстиля номер два в мире — Бангладеш.

Пессимисты предрекают: ситуация восстановится весной, оптимисты — с Нового года, видя надежду в том, что цены на железную руду упали не сильно, значит, металлурги ее по-прежнему закупают, готовясь к новому рывку. Чтобы понять, что происходит, надо обратиться к данным международной аналитической организации Мировая ассоциация стали (World Steel Association) и других.

В период с 1995 по 2001 г. выплавка стали в мире плавно поднялась с 750 до 850 млн. тонн в год. С 2002 г., когда сто стран суммарно выплавили 903 млн. тонн стали, начался крутой подъем, длившийся 5 лет до 2007 г. Рекорд был поставлен в 2007 г. — 1 млрд. 343,5 млн. тонн! Так много стали мир еще не выплавлял — на 7,5% больше, чем в 2006 г.

В 2008 г. финансовый кризис ударил по строительству с автопромом, и плавки снизились. По инерции в 2008 г. сталь еще плавили, но осенью спохватились и производство свернули, выпустив в итоге всего на 1,2% меньше — 1 млрд. 329,7 млн. тонн. Только две страны — Китай и Украина в декабре 2008 г. показали его рост. В Китае стали отлили на 11% больше, а в Украине — на 27%, после того как в октябре—ноябре ее выпуск упал вдвое.

Случай с Китаем эксперты объяснили госдотацией отрасли 600 млрд. долларов, для Украины — девальвацией курса гривны, упавшего с 5 до 8 грн. за доллар, что снизило цену рабсилы и сырья, а также налоги с “королей стали”, которые они платили в гривнах, получая прибыль в долларах. Впрочем, дотации они тоже получили, но не прямые как в Китае, а в форме льготных тарифов на перевозку сырья и продукции по железным дорогам и скидок на электроэнергию и газ. Фактически дотации оплатили и оплачивают пассажиры через регулярно растущие цены билетов. Так, “убыточная” железная дорога возмещает на пассажирах то, что теряет на грузоперевозках, и реально льготники №1 не чернобыльцы, а “короли стали”.

Но дотации помогли лишь отчасти. Скачок в декабре 2008 г. был кратковременным, и в 2009-м выпуск стали Украиной упал на 20% в сравнении с 2008 г. По данным директора госпредприятия “Укрпромвнешэкспертиза” Владимира Власюка, озвученным им на пресс-конференции в марте 2010 г., металлокомбинаты в 2009 г. были загружены в среднем на 59% мощностей. Выплавка стали в Украине в 2009 г. упала до 29,757 млн. тонн против 37,3 млн. в 2008 г., скатившись до уровня 2003 г. В США и Европе она упала еще больше, и 2009 г. стал “черным” для сталеваров.

Что может правительство?

Из произведенных в 2009 г. в Украине 29,757 млн. тонн стали на экспорт ушло 25,5 млн. — “короли” нашли новых потребителей на Ближнем Востоке, так как внутренний рынок ужался в 2 раза. По оценке Власюка, потребности Украины в стали в 2009 г. упали с 9,2 млн. тонн в год до 5,8 млн. тонн. Тем самым она потребила лишь 16% продукции своих домен. В целом ситуация была обычной, и раньше 70—80% стали шло на экспорт, поэтому любое правительство мало влияет на отрасль: основные потребители живут не в Украине.

Занимая обычно 8-е место среди мировых производителей стали, Украина является одной из кузниц мира. Но это слабо отражается на уровне жизни населения: “стальным” Катаром или Кувейтом она не стала, хотя кое-кто из украинцев благодаря стали вошел в число богатейших людей мира.

В “черный” 2009 год стали в мире выплавили на 8% меньше, чем в 2008 г., “только” 1 млрд. 219,7 млн. тонн. Спад мог быть и больше, но три страны упорно наращивали выплавку, ориентируясь на свои внутренние потребности. В Китае выпуск стали вырос на 13,5%, в Индии — на 2,7%, в Иране — на 9,1%.

В 2010 г. ситуация кардинально изменилась: выпуск стали сразу и резко вырос на 15% в сравнении с 2009 г. Рост был столь объемным, что восполнил потери простоя осени 2008 и 2009 гг. “Без разбега” был поставлен новый мировой рекорд — выплавлено 1 млрд. 413,6 млн. тонн! Больше, чем в рекордном 2007 г. Выплавку стали в 2010 г. увеличили все 64 страны, производящие 98% мирового ее объема. В Украине она выросла на 12,4%, дойдя до 33,6 млн. тонн, но так и не достигла уровня 2008-го в 37,3 млн. тонн. Украина осталась на 8-м месте в мире по выплавке стали и, похоже, останется на нем по итогам 2011 г., но не будем спешить радоваться. Гораздо полезнее взглянуть на ситуацию в первой десятке списка.

По объемам выпуска стали в 2010 г. она выглядит так (в тоннах): Китай — 626,7 млн., Япония — 109,6 млн., США — 80,6 млн., Россия — 67 млн., Индия — 66,8 млн., Южная Корея — 58,5 млн., Германия — 43,8 млн., Украина — 33,6 млн., Бразилия — 32,8 млн., Турция — 29 млн.

Но гораздо интересней показатели роста плавок в 2010 г. после спада 2009-го. Китай увеличил выплавку на 9,3%, Япония — на 25,2%, США — на 38,5%, превзойдя всех. Россия умеренно подняла на 11,7%, Индия — на 6,4%, Южная Корея — на 20,3%, Германия — на 34,1%, Украина — на 12,4%, Бразилия — на 23,8% и Турция — на 14,6%.

Наибольший мифический рост показывают США, Германия, Япония и Южная Корея. Но реально роста там нет, новые мощности не вводили, просто их предприятия включили простаивающие сталелитейные печи. Наращивали производство лишь Индия и Китай, исходя из своих потребностей.

Правительство Азарова с 2010 г. гордо говорит о росте выплавки стали, подавая это как свою заслугу, но заявить, что по темпам роста Украина обогнала Китай, Индию и Россию, не решается, так как общеизвестно: маленькие цифры в процентном отношении растут быстрее больших. Реального роста нет и у нас, есть лишь скромное восстановление. Даже в образцовый 2007 г. сталелитейные мощности в Украине были загружены на 70—80%, а судя по выпуску стали в 2010 г., загрузить их удалось всего на 60%. Вопреки реляциям о росте, в действительности имеем малое восстановление.

К тому же подъем в 2010 г. и начале 2011-го шел без всякого участия Кабмина, если не считать таковым продажи Ахметову Мариупольского металлокомбината им. Ильича и “Запорожстали”. Но и это формально прошло без участия правительства, ведь регионалам неудобно признать, что Янукович так рассчитался народным имуществом со спонсором партии. Все, что делает правительство для отрасли, косвенно снижает себестоимость ее продукции, поднимая ей конкурентоспособность на мировых рынках. Для этого оно дает “королям стали” льготы в налогах, премии за проекты повышения техники безопасности на шахтах, поставляющих домнам кокс, несмотря на серию аварий на них, и игнорирует горящие терриконы. Реально не Донбасс кормит Украину, а наоборот. Донбасс кормит лишь “королей стали” и их пышные дворы, получая за свой труд гроши и повышения тарифов ЖКХ. Стремясь сохранить такое положение дел, “короли стали” финансируют Партию регионов и были готовы финансировать избирательную кампанию Тимошенко при условии, чтобы она ничего здесь не трогала.

Но изменения на мировом рынке стали ведут к закату эпохи ее украинских “королей”.

“Засада” от капитализма

Судя по сводкам о выплавке стали в мире и колебаниям цен на нее, в США, Европе, Канаде и Японии это производство становится пульсирующим, можно сказать, сезонным. В отличие от Украины, там оно ориентировано не на экспорт, а в основном на внутреннее потребление. Экспорт ее идет не в виде арматуры, швеллера и балок, как из Украины, а в форме автомобилей и другой техники — это иные объемы и другое качество стали. Как показал спад 2008—2009 гг., доходивший в этих странах до 30%, он был в первую очередь вызван кризисом в их автопроме, что привело к принципу домино, а восстановление автопрома вызвало и восстановление сталелитейного производства.

Современный капитализм, похоже, окончательно стал работать в плановом режиме, хотя и специфически. Имеющиеся мощности позволяют увеличить выпуск стали в любой момент до больших масштабов, что и доказала ее рекордная выплавка в 2010 г. В мае 2011 г. поставлен новый рекорд — за месяц в мире, по данным World Steel Association, стали отлили больше, чем когда-либо, — 130 млн. тонн. Украина столько может произвести за 4—5 лет. Этот результат был достигнут при 80%-ной средней загрузке сталелитейных печей 64 стран. Все, что выплавили еще 140 стран, в эту цифру не вошло. В Африке и на островах Океании вообще постепенно идет снижение выплавки стали.

Фактически два десятка стальных корпораций-гигантов в мире, среди которых три российские, теперь делают ставку на краткосрочные выпуски больших объемов стали, а не на стабильное ее производство на среднем уровне. Переход на такой режим позволяет снизить затраты, в том числе и на заработную плату, и увеличить прибыль. Внедрению такого режима способствуют конверторная технология плавки, то, что сталь — продукт не скоропортящийся, и запасы металлолома, произведенного человечеством за последние сто лет. На практике это означает: сталь будут лить большими объемами от случая к случаю и складировать, а цены на нее будут “сезонно” колебаться как на куриные яйца.

Влиять на этот процесс будут такие случайности, как массовая бомбардировка армией Израиля в 2006 г. Ливана, вызвавшая в 2007 г. увеличение спроса на строительный металл, или решение ФИФА возвести в Африке пару огромных стадионов, а также землетрясения. Намерение Кремля еще раз обменять сибирский газ на немецкие трубы, проложив по дну морей новые газопроводы параллельно действующим, лучше отнести не к случайностям, а к тому, что “русская душа” легких путей никогда не ищет.

В идеале металлурги мира могли бы год ударно поработать, а на следующий дружно уйти на рыбалку или в библиотеку, но не с нашим социальным “счастьем”. В лучшем случае они на год уйдут на неполную занятость и займутся уборкой территорий заводов.

Однако Азаров все продолжает мыслить как посредственный сотрудник Госплана СССР и рисовать графики роста от достигнутого уровня. Ободренный ростом плавок за первые семь месяцев 2011 г. (только Мариупольский комбинат произвел 3,6 млн. тонн стали против 2,8 млн. тонн за аналогичный период 2010 г.), Азаров в сентябре направил в Верховную Раду госпрограмму экономического и социального развития Украины на 2012 г. В ней поставил задачу: увеличить выплавку стали в 2012 г. на 8,7%, доведя до 37,5 млн. тонн.

Но в Днепропетровске 10 ноября прошло совещание металлургов, где цифры Азарова скорректировали до 4,6—5% роста, а объем — до 36,6 млн. тонн. Упоминавшийся Владимир Власюк назвал и их оптимистичными: ситуация в мире не в пользу Украины. Летом начался легкий спад, но сталь лили в больших объемах, ожидая, что мусульмане после Рамадана ее купят. Этого не произошло, и в середине ноября с трех крупнейших металлокомбинатов Украины пришли известия: выпуск в ноябре снижаем, а там будем смотреть. Алчевский металлокомбинат выпуск снижает на 25%, Днепропетровский им. Дзержинского — на 15%, Мариупольский им. Ильича — на 10%.

Планы Азарова на рост в 2012 г. перечеркнуты арабскими революциями, конкурентами, в основном Турцией, и новым пульсирующим режимом плавок в мире. Что к этому идет, можно было заметить и в 2010 г.: Украина тогда продала 23,8 млн. тонн стали против 25,5 млн., проданных в “черном” 2009 г. В 2011-м продала еще меньше — 23 млн. тонн и по старым контрактам. В 2010 г. 10 млн. тонн украинской стали купили арабы и 850 тыс. тонн взял Иран, что составило почти половину ее экспорта. Теперь революции сузили арабский рынок, а с его остатков Украину стремится вытеснить Турция. Перспективным считается рынок Вьетнама и Камбоджи, где идет бурное строительство, но за него схлестнулись Китай с Россией, и “стальных королей” Украины на нем не жаждут видеть. По этим причинам Янукович в качестве коммивояжера “королей стали” летает по миру, ища для них рынки сбыта. Но эти перелеты оплачивают отнюдь не они.

Пока спасали стройки Евро-12, благодаря которым на внутреннем рынке Украине в 2010 г. было продано 7,5 млн. тонн стали. Но украинской стали в этой цифре всего 1,8 млн. тонн, а остальное — импортная. В 2011 г. внутренняя продажа стали выросла до 8,6 млн. тонн, но пропорция между украинской и импортной сохранилась. Причину после совещания 10 ноября пояснил Власюк: “Наше машиностроение все больше потребляет импортную продукцию, так как наш ассортимент (металлопродукции. — Ред.) не соответствует запросам потребителей”.

Однако с самим машиностроением тоже неважно: в июле 2011 г. в Днепропетровске началась ликвидация в связи с банкротством последнего завода по выпуску прессов в Украине — ОАО “Днепропрес”. Профсоюз писал жалобы — завод умышленно довели до банкротства, привлекал ученых, доказывающих, что банкротство заводу не грозит, но суд, вынесший решение о ликвидации, все это мало интересовало.

“Короли стали” в свое время сделали ставку на строительный металл — швеллер, балки, арматуру и т.п., что имело свой резон: несложность производства и внушительный выход продукции в сотнях тысяч тонн. Производство легированных сталей для машиностроения сложнее и требуется их меньше. С учетом полного упадка машиностроения в 1990-е и сложности продажи таких сталей на деленном-переделенном мировом рынке это направление представлялось неперспективным: поставлять сотнями тысяч тонн швеллер и арматуру на стройки страны “третьего мира” было выгодней. Этот расчет себя оправдал, а начавшийся с конца 1990-х строительный бум в Украине создал и местный рынок сбыта.

Но ситуация кардинально изменилась: рынки Востока “схлопнулись”, рынок Украины просел из-за кредитно-ипотечного кризиса, а также усилиями “налоговика” Азарова сотоварищи. Теперь все — “сушите весла”. В 2012 г. выпуск стали в Украине упадет на 40—50% со всеми вытекающими отсюда последствиями и для смежников.

Это чувствуют “короли стали” с Кабмином и ищут, как сохранить объем потребления ее на внутреннем рынке. Отсюда идеи: устроить Олимпиаду в Украине, построить флот, перестроить железные дороги, покрыть страну вертолетными площадками и завершить все стройки жилья. Одна проблема: кто оплатит — население обнищало, в госбюджете деньги есть только на вертолеты, а МВФ кредит не дает, в том числе и из-за посадки Тимошенко. “Благая весть” из Таможенного союза исключена: Кремль квотами защищает своих “королей стали” и не прочь свести ее выплавку в Украине до уровня Буркина-Фасо. “Короли” знают о конце эпохи стали и лоббируют приватизацию земли, видя себя уже “королями еды”.

Сергей Климовский

Новости о: , ,

top