search
top

Путин призвал избавиться от идеологического мусора в учебниках истории


Путин призвал избавиться от идеологического мусора в учебниках истории. Сегодня, 16 января, президент России Владимир Путин на встрече с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории призвал разработать единый учебник в связи с наличием большого числа пособий, которые содержали «идеологический мусор».

Владимир Путин также отметил, что некоторые оценки по истории Второй мировой войны, которые содержались в ряде учебников, — это «просто безобразие», по-другому и назвать никак нельзя. Глава государства также поручил уже к будущему учебному году подготовить новые вопросы по истории для Единого государственного экзамена.

«Я сейчас не говорю о сознательном принижении роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи. Просто какой-то идеологический мусор. Вот от этого нам нужно избавиться», — отметил президент.

Итак, Путин призвал избавиться от идеологического мусора в учебниках истории, а также прокомментировал ряд так называемых сложных тем в отечественной истории, над которыми работали авторы концепции, в частности, о роли Советского Союза в послевоенной истории стран Восточной Европы.

«Говорят о том, что в результате Второй мировой войны Восточная Европа погрузилась в оккупационный мрак сталинского режима. Отчасти там идеология совдеповская функционировала и оказывала негативное влияние на развитие этих государств. Но мы говорим о последствиях. А если бы победил фашизм, какие были бы последствия? Вообще некоторых народов не осталось бы как таковых: их просто истребили бы — и все», — отметил Путин.

Тем временем, дискуссия по новой методике не прекращалась до начала встречи — историки спорили, чем закончить учебник — 2000 годом или нашими днями. Большинство за второй вариант.

— Единые подходы к преподаванию истории не означают казенное, идеологизированное единомыслие. Самые драматические и неоднозначные события — неотъемлемая часть нашей истории. Отечественная история — основа нашей национальной идентичности, культурного национального кода. Задача школьного курса — дать ключевые факты об истории, о делах наших соотечественников. Мы сами вольно или невольно принижаем то, что сделано нашими предками. Зачем мы это делаем, мне непонятно. Нужно привить уважение к собственному прошлому и любовь к своей Родине, — заявил Владимир Путин.

Об основных спорных моментах, возникших при разработке концепции, президенту рассказал научный руководитель рабочей группы по подготовке учебно-методического комплекса по отечественной истории, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

По словам историка, множество противоречий есть и в региональных приложениях учебников истории, которые порой не соответствуют федеральной концепции. Столкнулись специалисты и с проблемой определения российской идентичности, и с вопросом происхождения Древнерусского государства. Здесь пришлось согласовывать позицию с украинскими коллегами.

Основные сложности возникли по истории XX века.

— Долго обсуждали проблемы революции и в итоге ввели новое определение для событий 1917 года — Великая российская революция, которая объединяет этапы Февральской революции, Октябрьской и Гражданскую войну. Обсуждали, как оценивать советское общество. Нашли формулу для 30-х годов — это советский вариант модернизации, — рассказал Александр Чубарьян.

Возникли разногласия с коллегами по СНГ при обсуждении формирования многонационального государства и присоединения к России Средней Азии и Кавказа. В некоторых странах этот период оценивают как колониальный. Россия с такой позицией не согласна и советует не забывать позитивные последствия экономического характера от этого присоединения.

Свои соображения об оценках истории высказал и президент. По словам Владимира Путина, по некоторым вопросам споры будут веками, но при преподавании нельзя допустить идеологизации.

— В прошлой системе проскакивали такие вещи, которые можно назвать плевком в лицо. Нужно избавиться от идеологического мусора. Есть сложные темы: цена Петровских реформ, Великая Отечественная война. Но надо говорить о последствиях. Вот пишут, что в результате Второй мировой войны Восточная Европа впала во мрак сталинского режима. А если бы фашизм победил? Вообще бы некоторых народов не осталось, их бы просто истребили, — сказал Владимир Путин.

На закрытой части совещания, как рассказали его участники, обсуждали принципы преподавания истории, приводили пример из Великой Отечественной войны.

— Подняли тему известности некоторых фактов. Сейчас про генерала Власова (Андрей Власов, советский генерал, сдавшийся в плен и согласившийся сотрудничать с немцами, один из лидеров коллаборационистского движения. — «Известия») молодежь знает лучше, чем о генерале Карбышеве (Дмитрий Карбышев, советский генерал, попавший в плен, на сотрудничество не пошел и был замучен в концлагере. — «Известия»). Но ведь надо знать обе истории, — рассказал председатель московского отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин.

Учитель московской школы № 1741 Павел Панкин поделился своим опытом преподавания.

— Нынешние учебники нельзя назвать антинаучными. Вот в 1990-е в учебниках были полярные точки зрения на историю — консервативная и либеральная позиции. Но с 2000-х взаимоисключающих различий нет, — отметил Павел Панкин.

По оценкам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, на создание новых учебников понадобится полтора-два года. Пока же среднюю школу ждет переходный период: повышение квалификации для всех учителей истории,
права и обществознания, преподавание истории с ориентиром на новую концепцию. Но уже в этом учебном году на экзаменах по истории будут только те задания, которые согласуются с новой концепцией отечественной истории.



-->

Теплодар: коррупция среди сотрудников мэрии зашкаливает

Афериста Руслана Сольвара «розвела» на мільйон його довірена особа

Руслан Осмоловский любил контрабанду больше свободы

Судья Неля Ластовка ушла на покой

Судьи Подольского суда Татьяна Войтенко и Галина Супрун погорели на взятках

Чи мають Президент та Патріарх Філарет вклонятися Константинополю?

top