search
top

Александр Кумма умер, оставив странное завещание


Александр Кумма ушел в мир иной, будем надеяться лучший мир. В Москве в минувшее воскресение на 83-м году жизни скончался сценарист анимации Александр Кумма. Прощание с автором мультфильмов «Шайбу! Шайбу!» и «Следы на асфальте» пройдет 25 октября в 11.00 в Москве, в ритуальном зале 70 ГКБ. Александр Кумма был автором сценариев более 20 мультфильмов, членом Союза кинематографистов и Профессионального комитета московских драматургов. Среди его работ такие фильмы «Железные друзья», «Живые цифры», «Веселый художник», «Мы такие мастера» и др. Автор добрых сказок «Вторая тайна Золотого ключика: Новые приключения Буратино и его друзей», «Ленивый Вареник», «В гостях у солнечного зайчика».

Родился 4 августа 1929 г. В 1952 г. окончил отделение русского языка и литературыры Московского педагогического института им. Потемкина, в 1956 г. — отделение физкультуры и спорта. В 1957—1958 гг. — преподаватель физкультуры в спортивных обществах «Строитель» и «Зенит», в 1958 г. — драматург в Главном управлении цирков, в 1958—1959 гг. — спортивный обозреватель журнала «Советская женщина», в 1959—1964 гг. сотрудничал с журналами «Смена», «Пионер“, Веселые картинки“, Молодая гвардия» и др. Одновременно писал сценарии для мультфильмов, преимущественно в соавторстве с С.В.Рунге. С ним же выпустили сборник сказок «В гостях у солнечного зайчика» (1963). В анимации работал с режиссёрами Б.П.Дежкиным, В.М.Котеночкиным, Л.И.Мильчиным и др.

Сценаристская деятельность:

1960 — «Железные друзья» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге
1961 — «МУК № 6» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге
1962 — «Живые цифры» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге
1963 — «Веселый художник» (мультфильм) — автор сценария
1963 — «Мы такие мастера» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге
1963 — «Свинья-копилка» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге
1963 — «Снежные дорожки» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге, Б. Дежкиным
1964 — «Кто поедет на выставку?» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге
1964 — «Следы на асфальте» (мультфильм) — автор текста совместно с С. Рунге
1964 — «Шайбу! Шайбу!» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге, Б. Дежкиным
1965 — «Где я его видел?» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге, Б. Дежкиным
1965 — «Чьи в лесу шишки?» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге
1967 — «Четверо с одного двора» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге
1968 — «Матч-реванш» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге, Б. Дежкиным
1968 — «Светлячок № 8» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Рунге
1973 — «Волшебник Изумрудного города» (анимационный, сериал) — автор сценария
1974 — «Футбольные звезды» (мультфильм) — автор сценария совместно с Б. Дежкиным

Александр Кумма в свое время завещал детям и взрослым свои лучшие тексты, которые мы и приводим ниже:

Дети растут и вырастают, а Деревянный Человечек по имени
Буратино, который в огне не горит и в воде не тонет, продолжает
свой бег в поисках золотого ключика. Он такой же веселый и
озорной.
Через сорок лет после выхода книги А. Н. Толстого «Золотой
ключик» она все так же манила к себе. Дети мечтали о новых
приключениях Буратино и его друзей, о радости нового общения с
полюбившимися героями сказки. И хотели, чтобы у истории
Буратино было продолжение!
В 1975 году Александр Владимирович Кумма и Сакко Васильевич
Рунге выпустили книгу «Вторая тайна золотого ключика». Это
самостоятельное, остроумное по замыслу, оригинальное
произведение.
Наш старый знакомый Буратино — остроносый Деревянный
Человечек — с годами не постарел, не повзрослел, не изменился,
а остался таким же выдумщиком, веселым и находчивым.
«Противопоставляя золото — деревяшке, сказка внушает
каждому новому поколению несомненную истину о том, что
настоящая драгоценность — это золотое человеческое сердце, в
котором живет дружба, верность, надежда и отвага».

— Позвольте представиться! Меня зовут Говорящий Сверчок. Я
хочу рассказать вам кое-что новое об этом веселом проказнике
Буратино. О, жизнь в Тарабарском королевстве не остановилась.
Хотите знать, что было дальше?

АЛИСА КОЕ-ЧТО ПРИДУМАЛА

Как вы помните, после различных, самых невероятных
приключений Буратино раздобыл золотой ключик, открыл им
чудесную дверцу, которая скрывалась за нарисованным очагом, и
вошел в свой волшебный театр. А дверца с треском захлопнулась
перед самым носом Карабаса Барабаса.
Каждый вечер после представления Буратино и его друзья
танцевали на площади перед театром у берега моря. И каждый
вечер — напротив через дорогу, возле пустующего полотняного
балагана — стояли Карабас Барабас и его компания и просто
стонали от зависти. Они смотрели на танцующих кукольных
человечков, и Карабас Барабас от досады даже рвал на себе
волосы.
А в этот день, с которого мы ведем свой рассказ, владелец
прогоревшего театра особенно негодовал. Он прямо-таки сыпал
проклятиями, которыми был начинен, как фасолевый суп бобами.
— Тысяча чертей! Десять тысяч чертей! Сто тысяч чертей! —
кричал он, топая ножищами и потрясая семихвостой плеткой.
Количество упоминаемых чертей всегда с точностью градусника
соответствовало уровню его гнева. — Они все танцуют! Они все
представляют! А где мой театр? Где мои актеры? Где мои денежки?
— И он вырвал у себя самый длинный волосок, прямо с макушки.
— Не рвите волосы, их и так уже осталось мало, — мрачно
сказал кот Базилио, почесывая лапой затылок.
— Подумайте лучше, что нам предпринять! — предложил
продавец пиявок Дуремар, приставив указательный палец к своей
лысой голове, похожей на большую шишку.
— О! — закатывал к небу глаза Карабас Барабас. — У меня
уже голова пухнет, но я так ничего и не придумал.
— Зато я кое-что придумала! — почти пропела лиса Алиса и
сладко улыбнулась.
— Говори! — свирепо зарычал Карабас Барабас и крепко
схватил лису за шиворот, как хватают маленьких котят.
— Ах, синьор, пожалуйста, тише! — пролепетала лиса. — А
то я, чего доброго, могу упасть в обморок!
— Она упадет! Как же! — проворчал кот Базилио.
— Ты будешь говорить? — рявкнул Карабас Барабас и так
встряхнул лису, что с нее посыпался желтоватый пух.
— Бу-буду!.. — заикаясь, выдавила из себя лиса,
раскачиваясь в волосатой лапе Карабаса Барабаса. — Но я не
умею разговаривать, когда меня держат за шиворот! Вы сдавили
мне горло.
— Проклятье! — Карабас Барабас весь так и дрожал от
нетерпения. — У меня просто такая привычка — хватать всех за
шиворот! Ну, говори же, ми-и-лая ли-си-и-ичка! — И он посадил
лису прямо на хвост.
— Люблю вежливое обращение! — нежно пропела лиса. — И еще
вот это!.. — Алиса начертила лапой кружочек в воздухе.
— Черт бы тебя побрал, почтеннейшая плутовка! — проворчал
Карабас Барабас, залезая рукой под бороду и роясь в карманах.
— Я и так уже вконец разорен. — Он извлек из жилетного
кармана один золотой и с тяжелым вздохом швырнул его Алисе. Та
поймала монету на лету раскрытой пастью и сразу же на зубок
попробовала, не фальшивая ли?
— Не могу устоять перед хорошим обращением! Ах, это моя
слабость! — призналась лиса. — Так вот, дорогой Карабас…
Кот Базилио и Дуремар подкрались поближе и приготовились
слушать, но лиса это сразу заметила.
— Мда-с! — только и сказала она, махнув хвостом в сторону
кота и Дуремара.
— Ничего! — изрек Карабас Барабас. — Пускай слушают. Это
свои.
— Ну, конечно, свои! — развела лапами лиса. — Я и говорю,
пусть слушают! Мне не жалко! Дорогой Карабас Барабас! — тут
лиса перешла на таинственный шепот. — Нет ли у вас
какого-нибудь знакомого при дворце Тарабарского короля?
— Глупый вопрос! — рявкнул Карабас Барабас. — Нет ли у
меня знакомого! Да у меня там есть целый родственник Шарабан
Барабан! Он чуть ли не министр!
— Ах, он чуть ли не министр?! — всплеснула лапками лиса.
— Ну, тогда наше дело в шляпе.
— Вы слышали? Он чуть ли не министр! — сложив лапы
рупором, насмешливо закричал кот Базилио на ухо Дуремару. Надо
сказать, продавец пиявок был туговат сразу на оба уха. Вечно
подслушивая, припадая к замочным скважинам и всевозможным
щелям, откуда дули сквозняки, Дуремар простудил себе уши и с
тех пор закладывает их ватой. Но менее любопытным он от этого
не стал.
— Ну?.. Ну?.. Что же дальше? — тряс бородой Карабас
Барабас.
— Вы должны пойти к этому чуть ли не министру, —
продолжала лиса, — и попросить его, чтобы он отобрал театр у
папы Карло и отдал вам!
— Здорово! — завопил Карабас Барабас. — Ай да лиса! — И
с размаху хлопнул ее по плечу своей огромной лапищей.
— Ох! — лиса сморщилась от боли.
— А если чуть ли не министр не захочет отбирать театр у
папы Карло? — скептически протянул кот Базилио.
Но лиса и это предусмотрела.
— Надо рассказать ему, что Буратино и его приятели на своих
представлениях смеются над самим Тарабарским королем! И над
всеми его министрами и чуть ли не министрами! И потом надо ему
дать это, ну понимаете… — И она начертила лапкой кружочек в
воздухе.
— Как?! — недовольно заворчал Карабас Барабас. — Денег?..
Родственнику?.. Взятку?..
— Увы, синьор! — лиса сочувственно развела лапками. —
Сейчас родственные чувства ничего не стоят. Вернее, стоят, но
еще дороже, чем не родственные. Ох, я наперед знаю, любой
этакий родственничек, когда обратишься к нему за помощью,
начнет твердить, втолковывать, что он рискует, рискует головой.
А чем больше риск, тем больше дай ему на лапу. Короче, он
попытается содрать с тебя три шкуры, по-родственному.
— С тебя сдерешь, как же… — проворчал кот Базилио.
— Ближе к делу! — вскричал Карабас Барабас и хлопнул себя
плеткой по голенищу.
— Позвольте, — удивилась лиса, — разве я не ясно
выразилась?.. Несколько блестящих, очаровательных,
изумительных, ослепительных кружочков, а можно банковский чек
или несколько акций… — Алиса даже облизнулась, как будто
только что съела жареную курицу, — и театр снова будет ваш!
— Ай да лиса! — восхитился Карабас Барабас и от восторга
решил хлопнуть ее «по плечу» еще разок. Но лиса ловко
увернулась, и крепкая ладонь Карабаса ударила стоящего рядом
кота Базилио прямо по уху.
— За что??? — взвился оскорбленный кот.
— Это я так! Любя, — объяснил Карабас. — Киса! Я подарю
тебе самую жирную мышь на свете! За мной! Вперед! Во дворец
Тарабарского короля!



-->

Теплодар: коррупция среди сотрудников мэрии зашкаливает

Афериста Руслана Сольвара «розвела» на мільйон його довірена особа

Руслан Осмоловский любил контрабанду больше свободы

Судья Неля Ластовка ушла на покой

Судьи Подольского суда Татьяна Войтенко и Галина Супрун погорели на взятках

Чи мають Президент та Патріарх Філарет вклонятися Константинополю?

top