search
top

Гул Красного Октября


Фондовый рынок в октябре ждет впечатляющее падение

Салют когда-то закончится и темнота станет только сильней.

Текущее ралли на рынке акций в США является запущенным процессом спекуляции и не имеет ничего общего с картиной реальной экономической ситуации. Такого мнения придерживаются почти все — и тем не менее рынок акций непрерывно растет. В чем же секрет подобного, оторванного от жизни, роста?

В принципе рынок ведет себя в соответствии с принципом «последней капли». Цены активов, как рискованных с точки зрения аналитиков, так и вполне надежных, растут на фоне значительного спроса на них. Именно спрос на фондовой бирже породил отток от других ценных вложений, например нефти. Идея такого бизнеса сильно напоминает пирамиду, чем по сути и является. Ведь с финансовыми пирамидами его роднит фундаментальный факт: в основе торгов не лежит реальной ценности, которая может быть воспринята вне биржевого контекста. Это игра, в соответствии с классическим определением Хейзинги, игра в «кто последний тот и квач». Когда убеждение в грядущем обвале рынка пересилит желание спекулянтов получить новый виток прибыли вся система разрушиться как карточный домик.

утюг

Закрепилось мнение, что это событие произойдет в октябре, а острословы уже прозвали грядущий месяц «красным» по цвету обваливающихся индексов. Мы писали о подноготной данного «выхода из рецессии» — система пришла в полный упадок в момент исторического банкротства братьев Леман. К такому развитию событий крупный капитал был совершенно не готов. Немного посовещавшись было решено при помощи временных и несистемных мер перезапустить систему без изменений, с тем чтобы вытащить из нее «застрявшие деньги». Сейчас мы наблюдаем так называемое окончание рецессии, не являющееся ничем иным, как последними попытками фондового рынка выдать деньги акционерам, чтобы приземлится — если не раз и навсегда, то по крайней мере надолго.

Такая гипотеза имеет право на существование в связи с несколькими объективными наблюдениями. Первое — рынок рабочей силы находится в сверхупадочном состоянии и его реальное положение уже можно оценить только косвенно. Если бы речь шла о действительной, а не чернильной победе над рецессией понадобились бы рабочие. А для имитации выхода из нее рабочие не нужны. Второе — финансовые регуляторы не предпринимают ничего, для того чтобы обезопасить рынок от мошеннических схем надувания активов. Участники фондового рынка абсолютно открыто обсуждают пирамиду долгов и пустых активов, гадая лишь о времени коллапса. Все громкие обещания новой администрации навести порядок в финансовой сфере проходили классический путь развития от горы до мыши. Реально Обама не смог справится даже со зримыми и раздражающими сверхзарплатами дельцов Уолл-стрита.

По признанию рада аналитиков, например Джонатана Бэзиля из Кредит Суис то, что творится на бирже сейчас можно назвать медовым месяцем, разгаром процесса. Причина этого процесса очень проста — поведение Федеральной Резервной Системы. Боясь как огня наступления новой Великой Депрессии ФРС наводнило рынок колоссальным потоком долларов, и естественно, самым лучшим вложением их оказалось спекулятивное. Такое решение трудно назвать неоправданным, однако следует заметить, что у него есть свои катастрофические сценарии, развитие которых мы увидим в ближайшее время.

Кандидат на вылет номер один

Ухудшающийся рынок труда все-таки дает о себе знать назойливыми отчетами о просроченных кредитах. И если сама по себе безработица вовсе не беспокоит операторов фондовых площадок,то перспектива обвала потребительского кредитования и коллапса кредитных систем — это уже само по себе нечто в стиле «Бойцовского клуба». Кроме того рынок еще не задел фактически скрытый вакуум коммерческой недвижимости. Ей уделялось мало внимания, в то время, как офисы все пустели, этаж за этажом, здание за зданием. Учитывая кредитное происхождение этой недвижимости легко предположить, какое влияние окажет ее обвал на общее состояние финансового доверия. Кроме того, существует целый легион фирм, которые не вошли еще в состояние банкротства, но иного выхода не имеют. Их балансы и активы все еще исчисляются по номиналу, в том числе и при расчете капитализации, однако их состояние иначе как «afterlife» назвать не получается.

Джозеф Стиглитц отметил в связи с указанными выше факторами, что состояние банковского сектора в настоящий момент даже хуже, чем перед падением Lehman Brothers в сентябре 2008 года. Важной особенностью нового возможного банковского кризиса он назвал то, что банки, которые рассматриваются как слишком важные, чтобы умереть, стали за истекшее время только важнее, но отнюдь не крепче.

Другой фаворит журналистов — Пол Крюгман недавно заявил, что безработица, по его мнению, будет расти как минимум до 2011 года.

Все это делает кандидатом на обвал фондовый рынок США, что безусловно станет началом нового этапа кризиса, который войдет в новую фазу. В соответствии с модной теорией, которая пока оказалась исключительно правдивой от фазы U он перейдет к фазе L.

Новости о: , , , ,

top