О конкурентоспособности Америки
США не имеют основания ожидать "Спутника"
США очевидным образом не имеют оснований ожидать мобилизации усилий по возвращению лидерства. Оно еще некоторое время будет держаться на оружии, но очень скоро и это пройдет. И причина - системный кризис демократической цивилизации.

Рекомендуем прочесть
Речь Union State поначалу читалась президентом только перед законодателями. Потом — по скучным каналам, посвященным политике. По мере превращения последней в шоу она обрела все необходимые атрибуты — общедоступность, назойливость, полностью пустую, но яркую риторику. Сейчас за ней следит чуть-ли не весь мир, придавая значение каждому слову, сказанному с трибуны. Что в общем ни капли не означает, что кого-то интересует ее содержание, что кто-то верит в сказанное. Это лишь значит, что телеканалы сдвинули время начала сериалов.
Вот и на этот раз президент подготовил речь. В ней шесть тысяч слов. Они посвящены важному делу — выживанию Америки. Исходя из приоритетной важности темы, легко предположить, что в ней не будет ничего дельного: такова диалектика политического процесса — чем важнее проблема, тем менее важно, что о ней говорит президент. Эта речь была настолько неважной, что демократы намерено допустили ее утечку в Сеть, так что к моменту начала самого мероприятия республиканцы уже со всех сторон гавкали, комментируя каждую строчку воззвания как трактористы в сельском клубе при просмотре индийского кино.
Основная мысль президента — для США настал «Sputnik Moment». Этот термин нужно объяснить. США пребывали в блаженном неведении и презирали Советы. Да, русские взорвали бомбу… Но с каким опозданием! Все данные говорили о том, что в СССР все отсталое, все скопированное с немецких трофейных образцов или случайных захватов западной техники. Нет причин беспокоится — главное душить и садить коммунистов в своей стране.
Четвертого октября 1957 года небо обрушилось на землю: Советы запустили искусственный спутник, Reds Launched Man-made Moon. Политический и военный истеблишмент Соединенных Штатов сел в лужу. И если для граждан США это было зримым — и слышимым через приемник — доказательством превосходства социализма, то для военных США — явным сигналом о том, что Советы накроют любимую Америку ядерным дождем — и она не ответит.
США попробовало при помощи пропаганды нивелировать значения прорыва в космос. Это разовый результат, русские всем миром сделали одну ракету, один спутник — и запустили в космос. Теперь они сдохнут с голоду. Но русские не голодали, а проклятые спутники уходили в небо как экспрессы с вокзала: после первого последовал второй (3 ноября), третий (15 мая 1958), четвертый (15 мая 1960)… Лайка, Белка, Стрелка, десятый… Гагарин. Пропаганда не смогла победить очевидное — США безнадежно отстали от СССР. Тогда была не такая сильная пропаганда, как в девяностые годы — она была недостаточно сильна, чтобы разваливать успешные государства и на их месте плодить гордых независимых высерков.
Стало ясно, что американской военной и технической машине нужно мобилизовать все общество, чтобы преодолеть это отставание. И к чести Америки — она смогла этого добиться.
Лучших инженеров направили в космическую отрасль. Отбирали талантливую молодежь. Усилили технические ВУЗы. Создали научные центры, в частности NASA. Направили финансирование на ракетные и смежные программы. В результате США вскоре стали космической державой и постепенно догнали СССР.
Что же такое Sputnik Moment? Это миг осознания того, что нельзя более скрываться за пропагандой и Голливудом, сериалами и говорунами в галстуках, фальшивыми отчетами, успехами спорта и помпезными олимпиадами. Это осознание грядущего поражения при одновременном осознании необходимости и возможности его избежать. Осознание, которое приходит к элите нации и распространяется на весь народ действенным призывом к работе, мысли и вдохновению.
Sputnik Moment 2 затянулся и раскис — он должен был начаться в конце восьмидесятых годов. Sputnik Moment очевидным образом пришел не к США — он пришел ко всей западной цивилизации. И место СССР в данной провокации занял Китай. Но наша цивилизация была слишком увлечена победой США в холодной войне, успехами потребления, финансовым капитализмом, набором демократических инструментов для сбрасывания с геополитических счетов сопротивления целых стран и континентов. В арабских странах удалось посадить послушных царьков. СССР — развалить. ЕС — заставить проглотить бесчисленное множество сброда для осуществления черной работы. Создавалась целостная картина мира — мира потребления, безразличия; сна разума, который рождал ожирение, тупость, моральную деградацию. Указанные явления были очень удобны и использовались по назначению. Фактически картина была настолько хороша, что была провозглашена новой религией.
Что можно хорошего сказать о стране, которая провозглашает своей целью «благосостояние граждан»? Сразу стоит прекратить демагогию — именно самого примитивного благосостояния граждан, без моральной презумпции, интеллектуальной ответственности, целей, смысла, кроме оговоренного. Ведь если мы начнем говорить что-то о более высоких сферах, сразу поймем, что вторгаемся в интересы личности, свободы, нарушаем демократию, вводим дискриминацию! Что хорошего можно сказать? Ну, например можно сказать, что эта страна — Россия. Это совершенно официально провозглашено целью ее существования. Максимальное потребление — вот и все, на что мы претендуем в этом мире. Точно то же самое можно сказать и о США. И о Германии. Да о любой западной стране.
Экология цивилизаций взывает к балансу. В попытке стать мировым ртом мы становимся всемирной жопой.
Конечно первейшим и широчайшим мировым ртом были и остаются США. И именно поэтому никакой Sputnik Moment Америке не светит. Консолидация общества возможна только перед лицом iPhone.
Америка не обладает необходимыми идейным посылом к доминированию миром. Она тщится придумать его в качестве мирового полицейского. Права человека и все такое. Но к чему нужны права человека и какова цель реализации этих прав? Выходит опять «рост благосостояния» как наименьший общий знаменатель? Даже на этом пути их репутация настолько подмочена постоянными бессмысленными войнами, что мало кто поверит в эту затею.
Борьба с социализмом и коммунизмом была бы возможной движущей идеей заскорузлого общества Америки, если бы ехидный Маркс не поставил рукой Ху Дзиньтао жирную точку в этом вопросе: кризисная Америка лижет ботинки китайскому президенту и умоляет покупать ее долги «ради мира на Земле».
Помимо желания пройти через кризис «Sputnik» нужно иметь возможности. Америка не обладает ими — и это легко доказывается.
Половина школьников не находится на уровне необходимой по закону — и явно заниженной — программы. Четверть выпускников школ не могут ответить на самые элементарные вопросы и пройти необходимые тесты. Это задел поколения идиотов на многие годы вперед. А практика показывает — от идиотов родятся еще большие идиоты.
Иностранная рабочая сила — прежде всего китайцы и индусы — локомотив научных исследований США. То, что под результатами работ стоят арийские подписи — это лишь дань многолетней традиции интеллектуальной эксплуатации третьих стран в Америке. Но все, что наработали китайцы в США (а также все, что они подсмотрели) немедленно оказывается в КНР. И более того — благодаря централизованному плановому расходованию средств именно КНР станет ведущим научным центром, он уже опередил Японию и Европу по количеству патентов. Посмотрите и список самых быстрых компьютеров в мире. Сейчас там еще больше китайских.
Наконец еще один фактор, который мешает «Sputnik» — никто из американцев не согласится жертвовать своим уровнем жизни и своим методом жизни. Начиная с рабочих (а их мало), которые не поймут причин, по которым им нужно соревноваться с Китаем и кончая правящей верхушкой, которая не может отказаться от преимуществ, которые им дает положение: лоббирования бессмысленных проектов, разбазаривания средств.
Обама — талантливый демагог. Когда он пришел к власти, он обещал, что США будет внедрять энергоэффективные технологии, меньше зависеть от импортируемых энергоресурсов. Это не только осталось на бумаге, но и перечеркнуто. Характерный пример — штаб квартира министерства трудовых ресурсов в городе Вашингтон тратит на оплату электричества….
Сколько вы думаете? Ладно — без гаданий. Миллион долларов в месяц. Это штаб-квартира, не более чем офисное здание.
Минздрав — 800 тысяч долларов. Департамент торговли — 800 тысяч долларов. Передовой отряд сбережения энергии, по понятным причинам — министерство энергетики. Они тратят всего 260 тысяч долларов. Каждый работник этого здания сжигает 65 долларов в месяц — и это минимум, который удается достигнуть.
Секрет таких термоядерных потребностей до необычного прост — здания освещаются днем и ночью. Каждая лампочка. И в таких огромных тратах следует искать тесное и взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками электроэнергии.
Вот в таком ключе и проходит каждая инициатива президента США. И альтернатив нет. Не будет никакого «Sputnik Moment».
США органически неспособно к великим свершениям. Поколение за поколением нужны были послушные кредитные идиоты, которые бы не шалили и не хулиганили, а заплывали бы жиром перед экранами — из них не изготовить будущего победителя. Говорить о моменте «Спутника» мог Эйзенхауер и Кеннеди, но не Буш и Обама. Нет той Америки, которая могла бы ответить на угрозу — все что ей остается это боятся и заедать свои страхи китайскими айподами.
Кстати, а нет причин радоваться и тыкать пальцами в Америку. Поезд России вероятно тоже давно ушел — в страну «благополучия граждан».
Новости о: демократия, китай, наука, россия, сша