search
top

Итоги Венецианского кинофестиваля: две премии Германа и триумф Аронофски


Борец и бумажный солдат стали триумфаторами в Венеции

Венецианский кинофестиваль итоги

Венеция, Венеция… 2008 год, по мнению кинокритиков стал переломным для мирового кинематографа. Дело в том, что большинство фильмов, которые были представлены на кинофесте оказались хоть и новыми, но до боли напоминали хорошо забытые старые. К примеру семейную драму «Рейчел выходит замуж» Джонатана Демме все видели как «догму-фильм» «Торжество» Томаса Винтерберга; анимэ «Карабкающиеся на небо» — как вообще все антиутопические анимэ; турецкое «Молоко» про мальчика-поэта и его заботливую маму — как все фестивальные хиты из бывших наших среднеазиатских республик. «Ночь кота» немецкого некогда авангардиста Вернера Шретера — как «Время волка» Ханеке; «Скрытую опасность» Кэтрин Бигелоу, о команде элитных саперов в Ираке, — как «Правила боя» Уильяма Фридкина… И даже эфиопский «Теза», полный феерического местного колорита, укорененный в национальной почве и истории, уморительно следует «Зеркалу» Тарковского.

Особое внимение заслуживает фильм россиянина Алексея Германа «Бумажный солдат»

Время действия — 1961 год, место — Казахстан, где на далеком, тайном, еще безымянном космодроме главный герой, врач, принимает участие в проекте по запуску в космос корабля с человеком на борту… Сюжет проявлен слабо (прикидывается стихийным). Камера зациклена на крупных планах, все бормочут как бы случайные слова, в кадр время от времени влезает какая-нибудь странная личность и произносит нечто внятное, но крайне не к месту… Словом, «Хрусталев, машину!» просто заменяем на «Хрусталев, ракету!» — и получаем «Бумажного солдата». Не верится при этом в происходящее на экране, увы, совсем. Особенно не верится, уж извините, что члены группы готовящихся в космонавты пилотов Герман и Юрий читают книжку поэта Бараташвили в переводе Пастернака.

бумажный солдат

Что, впрочем, имело вполне абсурдистское продолжение на пресс-конференции, когда один итальянский журналист продемонстрировал удивительную осведомленность в культурных знаках и кодах советских 60-х (знал, кто такой Окуджава, например), но интересовался, зачем Гагарину понадобился перевод…

«То, что картина получила целых две премии, и одну из них — вторую по значимости, это огромное достижение. Я хочу сказать огромное спасибо директору фестиваля Марко Мюллеру и всему Венецианскому фестивалю за то, что нас пригласили», — сказал режиссер.

Ранее было объявлено, что премии «Озелла» удостоены операторы картины, Максим Дроздов и Алишер Хамиходжаев.

Еще одним довольно интересным фильмом является «Рыбка Поньо». В общем, становится понятно, почему безусловным фаворитом 15 итальянских критиков, ставящих свои оценки конкурсным фильмам в ежедневной газете фестиваля, так и остается детский, по сути, мультфильм про золотую рыбку Поньо и ее судьбу андерсеновской Русалочки. Просто ее автор, Хаяо Миядзаки, похож исключительно на себя и если и подражает, то только своим прежним открытиям.

В отсутствие новых открытий режиссеры пытаются воскрешать славное прошлое. Например, отважная бабушка еврокино Аньес Варда привезла в Венецию свою вторую документальную картину — претендующие на исповедальность «Пляжи Аньес». В ней Варда смело и предельно субъективно рассказывает о событиях своей жизни. Но почему-то, будучи исключительно откровенной в воспоминаниях о детстве и ранних личных неудачах, она о многом умалчивает в рассказе о смерти своего мужа Жака Деми. Дело в том, что Варда и Деми вместе жили, вместе путешествовали, бывали друг у друга на съемочных площадках, воспитали двоих детей. Об этом рассказано. Но Деми умер от СПИДа. И я никак не возьму в голову, как так вышло и что сталось с его семьей. И Варда не дает этому никаких объяснений, а, тронув тему, вдруг обходит ее.

Удивил также фильм «Пляжи Аньес». Зато стало ясно, что имел в виду директор Мостры Марко Мюллер, сообщивший на пресс-конференции, что конкурс фестиваля призван обнаружить, как современный кинематограф обретает некую «новую подлинность». Это когда новых смыслов не производится, а старые мифологизируются. Да вот хотя бы «фигурами умолчания».

пляжи аньес

Борец Аронофски

«Я посвящаю это фильм борцам. Хочу поблагодарить Микки Рурка, который своей игрой помог завоевать этот приз», — сказал Аронофски во время вручения награды.ъ

Российский режиссер Алексей Герман-младший удостоился второй премии — «Серебряного льва» — за фильм «Бумажный солдат». Также фильм Германа-младшего стал обладателем премии «Озелла» за лучшую операторскую работу.

Специальный приз жюри получил эфиопский фильм «Теза» («Роса») режиссера Хайле Геримы. Это история об эфиопском студенте, возвратившегося на родину после учебы в Германии и не теряющего надежды помочь своему народу.

Приз «За лучшую женскую роль» достался французской актрисе Доминик Блан за роль в фильме «Другой» (L’autre), а награды «За лучшую мужскую роль» удостоился итальянский актер Сильвио Орландо, сыгравший в фильме «Папа Джованны» итальянского режиссера Пупи Авати.

Приз «Лучшая начинающая актриса» получила Дженифер Лоуренс, сыгравшая вместе с Шарлиз Терон в фильме «Горящий самолет».

В это году на Венецианском кинобиеннале состоялись мировые премьеры 49 художественных фильмов и предварительный показ еще пяти фильмов, а в его официальной конкурсной программе принял участие 21 фильм.

Приза «Золотой лев за карьеру» был удостоен режиссер Эрманно Олми.

Церемонию закрытия кинофестиваля провела российская актриса Ксения Раппопорт. В 2007 году главная роль в фильме Джузеппе Торнаторе «Незнакомка» принесла ей любовь европейской публики и статуэтку «Давид ди Донателло» за лучшую главную женскую роль. Это одна из престижнейших наград итальянского кинематографа.

Новости о:

top