search
top

Шойа Томизава погиб жуткой смертью во время Гран-при Сан Марино


Гран-при Сан Марино лишило жизни японского гонщика

Очередная трагедия произошла накануне в итальянском Сан-Марино. От тяжелейших травм умер известный мотогонщик Шойа Томизава.

самые страшные смерти

Очередная жертва кровавого спорта… На этот раз, речь идет о гибели молодого и перспективного мотогонщика из страны Восходящего солнца. Японский мотогонщик Moto 2 Шойа Томизава скоропостижно умер от травм, которые получил во время аварии на Гран-при Сан Марино в Италии.

Томизава потерял контроль над мотоциклом и в него на полном ходу врезались два других гонщика. Несмотря на то, что японца немедленно доставили на вертолете в больницу, жизнь его спасти не удалось. Следует отметить, что за пять десятилетий в гонках «Формулы-1» погибло более шестидесяти человек. И лишь в последние годы благодаря усиленным мерам безопасности число жертв удалось уменьшить… Трудно было себе представить, что дело обойдется без жертв: куски болидов разлетались во все стороны, как при взрыве бомбы, больше десятка машин превратилось в металлолом. Однако из пилотов никто серьезно не пострадал. Лишь Фернандо Алонсо был доставлен в госпиталь. Но медики обнаружили у него только ушибы плеча, бедра и колена, и на следующий день гонщика выписали. Эксперты утверждают, что «Формула-1» входит в десятку самых опасных видов спорта. Но вот парадокс: одновременно она является одним из самых безопасных экстремальных видов соревнований. Это стало возможным благодаря мерам безопасности, предпринятым в последние годы. Но до этого «Формуле-1» пришлось проделать долгий и тяжелый путь…

Статистики подсчитали, что за пять десятилетий в гонках «Формулы-1» погибло более 60 человек. Особенно тяжелыми были 1960-1962 годы — 18 жертв. Самой кровавой гонкой считается Гран-при Италии-61. Перед этой гонкой немецкий гонщик — граф Вольфганг фон Трипс уверенно лидировал в чемпионате и мог уже в Италии стать чемпионом мира, но на трассе разыгралась ужасная трагедия. Уже в начале гонки Ferrari фон Трипса врезался в болид команды «Лотус», взмыл в воздух и упал прямо на зрительские трибуны. Погибли 14 человек включая самого фон Трипса. Эта авария навсегда вписала трассу в Королевском парке Монцы в разряд самых смертоносных треков «Формулы-1». Всего здесь лишились жизни 17 человек.

1963-1967 годы прошли сравнительно спокойно. В 50 гонках произошло 47 аварий, в которых пострадали 5 человек, из них трое погибли. Но затем снова наступила «черная полоса» — в следующие десять лет (до 1977 года) в гонках «Формулы-1» было зафиксировано 12 смертей. Спустя девять лет после гибели фон Трипса, 5 сентября 1970 года, в Монце разбился на Lotus 72 австрийский гонщик Йохен Риндт. «До конца чемпионата оставалось всего три этапа, и он знал, что его чемпионскому титулу уже никто не угрожал, но его словно кто-то подгонял на трассе, — вспоминала его жена Нина. — Он был недоволен своим новым болидом и предложил снять антикрылья». Ему пошли навстречу, но машина от этого стала неуправляемой. На трассе болид Риндта занесло влево и ударило об ограждение. Когда подоспела помощь, спортсмен был уже мертв. Через несколько дней тело Риндта доставили в родной Грац и похоронили. А в декабре его жене Нине Риндт был вручен чемпионский кубок мужа. Риндт стал единственным пилотом «Формулы», удостоившимся чемпионского титула посмертно.

А «Формула» продолжала собирать страшный урожай. 10 сентября 1978 года — снова в Монце! — на первом же повороте после старта произошел массовый завал. Шведский гонщик Ронни Петерсон получил несколько переломов. В госпитале у него обнаружили закупорку сосудов жировыми клетками. Утром следующего дня швед скончался от жировой эмболии.

В 1982 году во время гонки в Цольдере погиб канадец Жиль Вильнев — отец Жака Вильнева, выступающего ныне за команду «B.A.R». На последних минутах тренировки Жиль выехал на трассу в погоне за своим коллегой по «Феррари» Дидье Пирони, показавшим лучшее время. Он находился на «быстром круге», когда вдруг увидел медленно ползущий в бокс March гонщика Йохена Масса. Жиль предпринял попытку обогнать March Масса слева, а последний, заметив машину Вильнева, попытался уступить дорогу иЙ тоже двинулся влево. Алый Ferrari канадца наскочил на задние колеса March и поднялся в воздух. Затем болид упал на землю, отскочил от нее, словно от батута, и, совершив несколько кульбитов, застыл на газоне. Первый удар был такой силы, что разорвались ремни безопасности и Вильнева выбросило из болида. Канадец получил травмы, не совместимые с жизнью, и через несколько часов скончался.

Последней по времени трагедией, унесшей жизни сразу двух пилотов «Формулы-1», стал печально известный Гран-при Сан-Марино 1994 года. Во время свободных заездов погиб австриец Роланд Ратценбергер. Однако организаторы не посчитали нужным остановить заезды для выяснения причин трагедии. Вскоре в аварию попадает бразилец Рубенс Баррикелло. Большинство пилотов настаивает на тщательном расследовании, организаторы не соглашаются. Старт — и снова авария: Педро Лами таранит Benetton Юрки-Ярви Лехто, разлетевшимися в разные стороны обломками травмированы зрители. Гонку опять не останавливают. Спустя два круга после рестарта Williams чемпиона Айртона Сенны на скорости более 220 километров в час срывается с траектории в повороте Тамбурелло и несется на бетонный отбойник. Автомобиль разбит, но не настолько, чтобы оттуда нельзя было выбраться живым. Сам Сенна выходил целым и невредимым из куда более страшных аварий, но в этот раз бразильцу не повезло: кусок подвески пробил шлем пилота в области виска, что и привело к смерти. Роковая случайность оборвала жизнь самой яркой звезды «Формулы-1».

События в Сан-Марино имели огромный резонанс. По факту гибели трехкратного чемпиона мира бразильца Айртона да Сильва Сенны было даже возбуждено уголовное дело. Впрочем, следствие так и не пришло к единому мнению о причинах череды аварий на трассе, в одной из которых и погиб Сенна. Однако трагические события 1994 года дали мощный импульс к ужесточению мер безопасности в «Формуле-1». Уже вскоре эта работа принесла свои результаты. Так называемый ошейник безопасности (наращенные боковые стенки кокпита) сохранил жизнь Карлу Вендленгеру во время аварии в Монако в том же 1994 году. В следующем году в Аделаиде «ошейник» спас от перелома основания черепа Мику Хаккинена при ударе болида об отбойник (в похожей ситуации погиб Роланд Ратценбергер). Повышение прочности кокпита позволило спасти жизнь Оливье Панису в 1997 году во время Гран-при Канады и Михаэлю Шумахеру двумя годами позже на трассе в Сильверстоуне.

В свое время серьезной опасностью для жизни гонщиков были пожары. Живая легенда «Формулы» Ники Лауда, наверное, никогда не забудет гонку на трассе в Нюрбургринге в 1974 году. Потеряв контроль над своим Ferrari в одном из скоростных поворотов, Лауда врезался в отбойник, и его болид вспыхнул как спичка. Своей жизнью гонщик обязан слаженным действиям двух своих коллег, сумевших вытащить его из охваченного огнем болида. Однако последний серьезный пожар на соревнованиях «Формулы» произошел почти десять лет назад — в 1994 году во время Гран-при Германии, когда в боксах «Бенеттона» в момент дозаправки загорелся болид Йоса Ферстаппена. К счастью, тогда никто не пострадал. Благодаря принятым мерам в последующие годы на трассах «Формулы-1» крупных пожаров не было.

Однако не стоит думать, что гонки «Формулы-1» превратились в этакую безопасную прогулку. После 1994 года пилоты действительно не погибали, но это не означает, что жертв не было вообще. Нельзя предусмотреть все возможные на трассе ситуации, и иногда современные системы безопасности оказываются бессильны. В 2000 году на трассе в Монце погиб 33-летний пожарный Паоло Гислимберти. Из-за просчетов организаторов Гран-при Италии он оказался в опасной зоне. Перед входом в третий поворот пилот «Джордана» Хайнц-Харальд Френтцен решил на торможении обогнать Ferrari Рубенса Баррикелло, но последний в свою очередь, не поглядев в зеркала заднего вида, решил предпринять такой же маневр в отношении второго пилота «Джордана» Ярно Трулли и пересек траекторию Френтцену. «У меня уже не было ни места, ни времени для маневра, — оправдывался затем пилот «Джордана». — Я попытался увернуться, но мои колеса задели Ferrari, и я, уже двигаясь по инерции, зацепил своего партнера по команде (Трулли), а тот выбил Култхарда. Затем, насколько я понял, через нас пролетел Arrows. Произошло столкновение, обломки летели во все стороны, и одним из них задело Гислимберти. Пожарный получил многочисленные травмы внутренних органов и скончался в госпитале спустя несколько минут после завершения гонки. Хотя так и не было установлено, обломок чьей машины убил Гислимберти, в его смерти обвинили Френтцена — пилоту инкриминировали организацию завала и непредумышленное убийство работника трассы. Гонщику грозило тюремное заключение сроком до пяти лет. Однако после нескольких месяцев разбирательств и экспертиз Френтцена оправдали, признав, что это был обыкновенный гоночный инцидент. Организаторов же обязали должным образом обеспечить безопасность обслуживающего персонала.

Но не прошло и семи месяцев, как при похожих обстоятельствах во время первого этапа 2001 года в Мельбурне погиб еще один работник трассы. Его убило колесом, оторвавшимся от болида Жака Вильнева. После этого болид канадца пять раз перевернулся вокруг своей оси. Однако Вильнев самостоятельно выбрался из того, что еще несколько секунд назад называлось машиной. Пилот в этой аварии остался жив, и это лишний раз подтвердило правильность проводимой Международной автомобильной федерацией политики, цель которой — совершенствование систем безопасности болидов «Формулы-1». Кстати, Вильнев долгое время критиковал федерацию, утверждая, что предлагаемые ею нововведения делают гонки менее зрелищными. Но после событий в Мельбурне критика из уст Вильнева больше не раздавалась.

Новости о: ,

top