search
top

Ислам – он и в России ислам


Особенности российского ислама - вымышленные, исторические, современные и формирующиеся

Статья рассказывает о некоторых особенностях отношения ислама и российского государства, развенчивает мифы и досужие представления о наличии особенных толков и резких отличиях в исламе. Отношения ислама и российских властей, перспективы и перекосы сотрудничества - наиболее важная и подчас малопонятная для непосвященных тема.

ислам в россии традиционный

В субботу президент России Дмитрий Медведев, находясь с визитом в Уфе, встретился с мусульманским духовенством. Муфтии сравнили Медведева с султаном. Президент таким сравнением был явно доволен. Медведев пришел с «дарами»: священнослужители получат эфир на центральных телеканалах для своих проповедей, расширится также преподавание основ этой религии в школах, а на подготовку исламских священнослужителей, сообщил президент, запланированы значительные суммы — почти миллиард рублей как в 2012-ом, так и 2013-ом.

[sc name=»goget» misc1=»Представляем автора» misc2=»Фирдус Девбаш, писатель, доцент, кандидат философских наук. Статья представлена эксклюзивно для ИА ‘Глобалист’. Посетить сайт писателя и узнать о других его работах можно по адресу www.devbas.ru.»]

Президент считает, что священнослужители, представляющие традиционный ислам, могут помочь государству противодействовать радикализму и экстремизму. В последние годы в связи с расширением деятельности религиозных экстремистов о традиционном исламе у нас говорят часто. Надо сказать сразу, что это больше политический термин, нежели религиозный. Традиционного ислама как особого направления в исламе просто не существует.

У человека непосвященного, слышащего постоянно об исламе российском, традиционном, умеренном, лояльном, саудовском, ваххабистском, салафистском и т.п., складывается мнение, что ислам так же многообразен, как и христианство. Люди думают, раз есть христианство православное, католическое или протестантское, значит так и в исламе. В действительности такое представление глубоко ошибочно, есть лишь один ислам – коранический. Ислам един, есть только незначительные различия в представлениях суннитов, которых среди мусульман большинство, и шиитов, проживающих в основном в Иране.

Католицизм, православие или протестантство – это в сущности самостоятельные конфессии, хотя и идейно связанные друг с другом. Более того, даже православие русское отличается от греческого языком богослужения. В исламе нет подобной демократии, в нем священным языком считается лишь арабский и вся религиозная практика осуществляется исключительно на этом языке. Перевод Корана с арабского на национальные языки мусульманскими богословами осуждается.

Центром исламского мира является Саудовская Аравия, в которой находятся священные для каждого мусульманина Мекка и Медина. Именно в эти города направляются ежегодно миллионы приверженцев этой религии, совершая хадж – паломничество. Видимо поэтому господствующей формой ислама сегодня является ваххабизм – официальная идеология аравийского государства. В России ваххабизм объявлен экстремистским течением, он осуждается, а его открытые приверженцы иногда даже преследуются.

А как же тогда с российским или традиционным исламом, спросит читатель. Как он появился? Для ответа на этот вопрос необходим краткий экскурс в историю. В XVIII столетии напуганная восстанием под руководством Е. Пугачева императрица Екатерина II создала в Уфе Духовное управление мусульман, назначила его главе огромное по тем временам жалованье, сравнимое сегодня разве что с зарплатой руководителя Газпрома, не забыла она и рядовых священников. Мудрая немка бросила мусульманскому духовенству жирный кусок со своего стола и тем самым быстро склонила его на свою сторону. Так лица, объявившие себя служителями Аллаха, из врагов российского трона превратились в его ревностных защитников. В знак благодарности за прием на службу и хорошее жалованье татарские муллы прозвали императрицу «Эби патша», то есть Бабушка-царица. Власть усмирила непокорных татар руками мусульманского духовенства.

Таким образом, царское правительство, напуганное народными восстаниями, существенно изменило свое отношение к исламу. Оно перешло от политики насильственной христианизации нерусских народов на путь апологии ислама, к закреплению и использованию влияния мусульманского духовенства на подданных империи. Ислам был поставлен на службу самодержавию.

С тех пор политика российского государства по отношению к исламу была неизменной вплоть до октябрьских событий 1917 года. У большевиков была своя, марксистско-ленинская религия, поэтому ее конкуренты были отодвинуты ими на задний план. В новой России церковь стала снова сращиваться с государственным аппаратом. Руководство страны сегодня придерживается по отношению к исламу той же екатерининской линии, не утруждая себя анализом изменившихся условий. «Могу сказать, – заявил Д.А. Медведев в Уфе, – что мусульманская община довольно активно развивается, как и вообще развивается наше гражданское общество. По моим данным, в начале 90-х годов прошлого века на территории России было около 90 мечетей, а учебные заведения отсутствовали вообще. В настоящее время – около семи тысяч мечетей и молельных домов, зарегистрировано 96 мусульманских учебных заведений, в том числе семь университетов – что называется, разница налицо, можно почувствовать». Да, разница чувствуется и очень. Только за последние четыре года (по информации самих религиозных организаций) на территории России построено 320 мечетей.

Так называемый традиционный ислам, являясь продуктом екатерининской эпохи, представляет собой усеченный вариант ислама. Имамы прошлого просто не могли практиковать его полноценную версию, так как сами имели весьма смутное представление о мусульманской картине мира. Они понимали ислам как некое собрание нравственных заповедей и говорили прихожанам то, что было угодно правительству. Они были зачастую плохо образованы, как правило, их знание ислама ограничивалось вызубренными из Корана стихами – аятами. Конечно, и тогда были люди, владевшие арабским языком и понимавшие смысл молитв. Однако таких знатоков было единицы, и они держали язык за зубами. А рассказать они могли много о чем. В том же Коране многие высказывания противоречат друг другу. В его ранних сурах ощущается более мягкое и гуманное отношение к людям другой веры, «неверным». Поздние суры явно и жестко бескомпромиссны.

Эти жесткие положения до сих пор неизвестны абсолютному большинству людей, но они становятся наряду с другими положениями руководством к действию для тех, кто решает посвятить себя исламу. Поэтому представляется необходимым переосмыслить концепцию религиозной политики и выработать адекватную времени стратегию по отношению к исламу. Словесной эквилибристикой проблему религиозного радикализма не решить. Между исламом умеренным и радикальным нет глубокой пропасти. Точнее, деление это весьма условное, в действительности, как уже было сказано, есть только один ислам – коранический. Люди с глубокой религиозной культурой учатся исламу от арабских учителей, что вполне закономерно, так как все мусульмане приняли ислам от арабов и должны учиться у них. А наши бабаи противопоставляют аравийскому исламу мешанину из поверхностных, не усвоенных на должном уровне исламских установок и доисламских обрядов.

Традиционный или местный ислам – это изобретение времен императрицы Екатерины II. В XVIII веке это изобретение работало, так как тогда население России знало лишь тот ислам, который преподносили ему чиновники в чалмах. Никаких других источников информации тогда просто не было, даже новости люди узнавали лишь в храмах. Например, газеты как массовое явление появились лишь в начале XX столетия.

В век интернета трюк с местным, туземным исламом уже не удается. Как только молодые люди начинают сами читать Коран и хадисы, они перестают слушать авторитетов традиционного ислама. Так что и в этом вопросе можно поспорить с Дмитрием Анатольевичем, заявившем муфтиям, что мусульманская молодежь ориентируется на них, на их ценностные установки, на то, что они говорят. Слова президента: «Вы для них безусловные авторитеты» – из области предвыборной риторики, не более.

Мусульманские священники, близкие к власти, по инерции продолжают уверять нас, что контролируют ситуацию, что сдерживают распространение нетрадиционных взглядов. Однако возможно ли это? Ведь в делах духовных главное – это слово, информация, и ограничить движение информации в эпоху интернета невозможно в принципе.

Стратегия российского государства по отношению к религии не продумана и не последовательна. Мы вроде бы ваххабизм осуждаем, но в тоже время направляем в Саудовскую Аравию десятки тысяч россиян. В Уфе Медведев сообщил, что в этом году удалось увеличить квоту для паломничества в эту страну на две тысячи человек. Знаем, что в исламе нет места российскому государству, впрочем, как и казахскому или турецкому, так как он признает лишь правление по законам шариата, но, тем не менее, оказываем существенную материальную и моральную помощь лояльным мусульманским организациям. Ежегодно по миллиарду рублей из бюджета только на подготовку исламских специалистов.

Пока спорят о разновидностях ислама, продолжается необъявленная война на Кавказе, такая же может начаться скоро в Поволжье и на Урале. Эксперты с тревогой указывают на сращивание исламского радикализма с криминалом. Некоторые наивно полагают, что кавказский сценарий в Поволжье невозможен, так как здесь нет гор. Экстремистам горы не нужны. Они как молодогвардейцы будут днем законопослушными гражданами, а вечерами будут стрелять и взрывать. Скажите, что им делать в холодном лесу? Лучше они под видом религиозных пожертвований будут рэкетировать бизнес, а с наступлением темноты «учить уму разуму» сторонников светского пути развития.

В России, как известно, все свое. И демократия, например, у нас своя – суверенная, и ислам у нас свой – традиционный. Демократию мы переделали под себя и используем ее с успехом как декорацию. Такой же фокус решили проделать с исламом. Мы ведь народ очень шустрый, были недавно атеистами и стали вдруг правоверными, ну, конечно, не совсем мусульманами, а как бы мусульманами. Только вот с исламом промашка вышла: не хочет он служить нам декорацией, наоборот, нас самих под себя подминает.

Фирдус Девбаш
писатель, кандидат философских наук
г. Казань, www.devbas.ru

Новости о: ,

top