Греция, как остаточное явление
Греция - ручка от старого чемодана
Банкротства. Дефолты по долговым обязательствам. Вопрос греческого будущего остается крайне запутанным на фоне общего европейского беспокойства и растущих долгов кого-то перед кем-то. Выход один - утопить Грецию в гневе забытых богов Олимпа.

Рекомендуем прочесть
Греция у всех на устах. Который день, месяц, год Афины создают ауру безысходности и провала европейской мечты. Если с самого начала Грецию называли чемоданом без ручки, то теперь это скорее ручка без чемодана. Правительство уже вроде бы “додавило” кредиторов, что было условием предоставления знаменитой помощи в размере 130 млрд. евро, которую Евросоюз уже давно обещает, но все никак не дает. На данный момент Брюссель продолжает затягивать с выдачей денег, а рейтинговые агентства уже констатируют начало неуправляемого дефолта страны.
Аккурат в Женский день правительство Греции сообщило, что успешно окончены переговоры о реструктуризации находящихся в руках частных инвесторов долговых обязательств. В результате 95,7% задолженности Греции перед частными держателями государственных облигаций на сумму 197 млрд. евро. Греческое правительство полагает, что оставшиеся кредиторы, владеющие долговыми обязательствами на сумму около 9 млрд. евро, в итоге тоже согласятся обменять их на новые долговые бумаги с более длительными сроками погашения и на меньшую сумму.
[sc name=»goget» misc1=»Мы здесь напишем о депозитах и прочих вкладах» misc2=»Раз речь зашла о суммах, удобно упомянуть такой банковский продукт, как вклады до востребования в Быстробанке. Советую пройти по ссылке и ознакомится с их предложением. Иногда оно очень интересно.»]Основная сложность состоит в том, что при реструктуризации долга инвесторы теряют 53,5% номинала и будут дольше ждать возврата денег. Образно говоря, вы дали в долг 100 долларов на 10 лет, а получите 53 доллара через 20 лет. Это мало кому понравится!
Не следует думать, что реструктуризация долга была успешной исключительно по причине особого дара убеждения греческих чиновников. Особое влияние здесь оказал Евросоюз, который во имя спасения не так Греции, как еврозоны и единой европейской валюты навязал и практически продавил “положение о коллективных действиях”. Согласно этому документу, при получении согласия на обмен облигаций 60% кредиторов остальные инвесторы подпадают под реструктуризацию автоматически, невзирая на их желание, что весьма похоже на старый добрый советский принцип “колхозно-добровольной принудиловки”. Но при этом возникли определенные сложности…
Указанное положение распространяется только на долговые обязательства, выпущенные по греческому праву, а их насчитывается 86% всех долгов перед частными инвесторами на сумму 177,16 млрд. евро. Из них добровольно согласились обменять бумаги владельцы облигаций на сумму 152 млрд. евро, а держатели остальных долгов на сумму 26,16 млрд. евро были вынуждены присоединиться к большинству, — пишет Financial Times.
Но 14% правительственных бумаг Греции на сумму 28,84 млрд. евро были выпущены по британскому праву. Из них держатели двух третей долга пошли на обмен облигаций добровольно, а с остальными правительству Греции нужно еще договориться, чтобы страна достигла реструктуризации 100% своего долга перед частными инвесторами.
Полная реструктуризация позволит Греции более чем на 100 млрд. евро сократить свой суммарный долг, который на данный момент превышает 360 млрд. евро. Обратим внимание, что столь космическую сумму долга имеет страна площадью 132 тыс. кв. км, т.е. примерно в 5 раз меньше Украины, и с населением 10,6 млн. человек, что примерно равно населению Москвы.
Вместе с тем реструктуризация и обмен облигаций не касаются долговых обязательств, держателями которых являются следующие институции: правительства стран еврозоны на сумму 53 млрд. евро, МВФ — 20 млрд. евро, Европейский центробанк и центробанки стран еврозоны — более 50 млрд. евро. Кстати, интересный вопрос: почему частников по сути силой принуждают соглашаться более чем на 50%-ный дисконт и отсрочку выплаты долгов, а государственных структур это не касается?..
Практически полная реструктуризация долгов частным инвесторам, по идее, должна разблокировать получение Грецией давно обещанной финансовой помощи Евросоюза в сумме 130 млрд. евро, но опять начались проволочки…
Последняя версия отсрочки такова. На последнем заседании так называемой Еврогруппы, которая состоит из министров финансов стран еврозоны и которая якобы и должна дать конечную “отмашку” на выдачу Греции помощи (если это, конечно, так, ибо в запутанном и раздолбанном евробюрократическом механизме, давно превзошедшем по этим параметрам присной памяти советскую бюрократию, вообще трудно понять, кто и за что отвечает, а также кто и когда принимает окончательное решение, за которым последуют не очередная порция болтовни, а конкретные действия), было заявлено, что для окончательного решения вопроса необходимо, чтобы такое же решение было принято и МВФ, ибо в упомянутой помощи на сумму 130 млрд. евро есть доля МВФ.
В то же время из-за океана появилась информация, что директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард рекомендовала МВФ выделить Греции в течение 4 лет 28 млрд. евро. В эту сумму входят 10 млрд. евро, оставшиеся от первой программы помощи 2010 г., и 14 млрд. евро из нынешнего 130-миллиардного транша. Таким образом, доля МВФ в финансовой помощи не столь велика. Например, “главный евролокомотив” Германия в рамках предыдущей помощи 2010 г. уже выделила 30 млрд. евро, а в составе нынешнего транша помощи должна выделить еще 31 млрд. евро, т.е. намного больше, чем МВФ.
Но дело в том, что рекомендации Лагард — это еще не собственно выделение денег, а еще один бюрократический этап, который ничего не гарантирует. Как говорится, “от на тебе до вот тебе — очень далеко”…
Затягивание Брюсселем окончательного выделения помощи Греции происходит на фоне все более ухудшающейся экономической ситуации в Италии, Испании, Португалии и дальнейшего усугубления проблем в Венгрии. Впрочем, Венгрия в зону евро не входит, оставаясь со своим неуклонно обесценивающимся форинтом. Но в Венгрию вложены значительные западные капиталы, а потому обвал экономики Венгрии неизбежно повлечет за собой усугубление кризисных явлений в еврозоне.
В связи с этим эксперты уже задаются вопросом: а собирается ли Евросоюз на самом деле спасать Грецию? С одной стороны, вроде бы должен спасать, ибо неуправляемый дефолт в Греции повлечет за собой обвал евровалюты и экономики еврозоны. Но с другой — Евросоюз может и пожертвовать Грецией в условиях, когда начинают тонуть намного более важные страны вроде тех же Испании, Италии и Португалии. Впрочем, принесение в жертву Греции едва ли спасет остальных, но может резко ухудшить ситуацию.
Некоторые эксперты полагают, что Греция в конечном счете никогда не сможет выполнить условия Евросоюза, поскольку банковская система страны постепенно разрушается, экономика сокращается, а безработица по результатам 2011 г. достигла 21%, но продолжает нарастать, обретая масштабы стихийного бедствия. Несмотря на меры по сокращению дефицита бюджета, дефицит продолжит свой рост, и в скором времени Греция все равно придет к дефолту. Поэтому лучше, чтобы этот дефолт произошел как можно раньше, а иначе она будет бесконечно тянуть деньги из Евросоюза, раскручивая инфляцию в еврозоне и затягивая на дно всю Европу. Возможное падение евро при этом оценивается в 10—20%, что неминуемо повлечет за собой падение уровня жизни в еврозоне.
В международной экспертной среде бытует еще одно мнение. Сейчас еврозона просто не готова к полномасштабному дефолту Греции, который неизбежен, что называется, как “крах капитализма”. Все эти “помощи-проволочки” направлены на то, чтобы оттянуть время, в течение которого европейские правительства и системные банки укрепили финансовое положение и могли с минимальными потерями встретить дефолт самой проблемной страны еврозоны. Таким образом, нынешние меры, включая добровольно-принудительную сделку с частными кредиторами Греции, в большей мере защищают Европу от дефолта Греции, чем саму Грецию от дефолта.
В унисон столь резким рецептам недавно прозвучали оценки международного рейтингового агентства Moody’s, которое уже объявило о дефолте Греции. Конечно, к рейтинговым агентствам и их оценкам относиться можно по-разному. Но в целом квалификация агентством Moody’s ситуации как дефолта выглядит оправданной на фоне бесконечной затяжки Евросоюзом выдачи помощи, обещанной еще в октябре.
Если смотреть непредвзято, то реструктуризация долгов — это, по сути, отказ их оплатить согласно тем условиям, на которых они брались. Если бы ЕС дал помощь, то это означало бы, что ситуация с финансовой ликвидностью контролируется. В противном случае поддерживать ликвидность нечем, и в Греции имеет место дефолт по государственным обязательствам.
Возможно, оценки агентства Moody’s являются несколько преувеличенными. Но можно совершенно уверенно сказать, что запущенный Евросоюзом сценарий по сути управляемого дефолта с реструктуризацией и финансовой помощью пока завис в состоянии неопределенности. Греция застряла между управляемым и неуправляемым дефолтами, приближаясь к неуправляемому сценарию. “Геморрой” продолжается…
А главное, 20 марта Греция должна срочно выплатить 14,5 млрд. евро по долговым обязательствам, срок погашения которых подошел. Если она этого не сделает — а она не сделает, если ей не дадут помощь! — то это будет полный, окончательный и неуправляемый дефолт страны с непредсказуемыми последствиями для всей еврозоны.